Что нового по Суперджету, Ил-114, Ан-124, УТС-800, МС-21 и Ту-204/214?

За минувшую неделю произошло множество событий, которые необходимо нам с вами осветить и обсудить. Сегодня отхвачу всё, что касается авиапрома, потому что именно за ним мы все следим максимально внимательно, ведь именно от авиапрома и зависит вообще всё будущее российской гражданской авиации. Зарубежных самолётов больше не будет во флоте российских авиакомпаний, за исключением тех, что уже есть. Так что, не будет самолётов – не будет и авиации у нас.

18 ноября произвёл первый полёт десятый Сухой Суперджет, собранный в этом году. 10 самолётов – это совсем немного, по сравнению с тем, что выпускалось и планировалось к выпуску. Но в условиях санкций и блокировки поставки компонентов выпустить десять Сухих за год — это вполне себе неплохое достижение. Кроме Сухих в этом году будет штук пять Ил-76. Это не входило в программу развития авиапрома, по которой в этом году кроме 4 Л-410 вообще ничего не планировалось. Все достижения – импортозамещённые Сухие, Ту-214, МС-21 – увидим на рубеже 2023-2024 годов. Так что целый год из новостей у нас будут только очередные сертификации и испытания, но и это тоже шаги к успеху. Провести сертификацию сложнее, чем сделать даже пятьдесят самолётов на уже успешно работающей линии. Но и тут сделаю оговорку для оптимистов: работа – результат произведения силы на пройденное расстояние. Если силы много, а расстояние нулевое, то и работы нет. Но требовать результатов сейчас не стоит. Пятнадцать лет назад пятнадцать произведённых самолётов произвели бы эффект, так как авиапром не выпускал и десятка в год устаревших моделей. Сейчас это весьма посредственный результат. 15 мало, все требуют минимум 50-70, а 15 не замечают совершенно.

Серийный пассажирский самолет Сухой Суперджет 100 в ливрее авиакомпании «Северсталь»

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв (честно, голосовал не за него) сообщил, что 26 декабря второй лётный экземпляр Ил-114-300 совершит первый полёт и возобновит сертификационные испытания данного воздушного судна. Летом уже вроде самолёт был готов, уже стоял с двигателями, но из-за катастрофы Ил-112 в воздух его никто не торопился поднимать. Сейчас, скорее всего, получено одобрение на безопасное возобновление сертификационных испытаний. Информации о причинах пожара ТВ7-117СТ-01 пока нет, всё закрыто и засекречено. В двигатели, установленные на этом экземпляре, точно не вносились никакие доработки, так как их никто и не снимал. Программой заставляют заниматься, сам «Ил» против, о чём неоднократно говорилось.

Вообще проблемы гражданского авиастроения для КБ «Ил» и «Ту» являются большой проблемой. Оба КБ не желают связываться, так как гражданские самолёты – это головная боль для КБ. Авиакомпании будут потом приставать с проблемами, а Минобороны более сговорчивое. Минниханов буквально силком возвращает КАПО (КАЗ) к программе Ту-214, а Минпромторг вцепился в «Ил», чтобы там не забывали про Ил-114. Причём больше всего сопротивляются именно старые кадры, которые мне в моем блоге на Дзене куча комментаторов предложила обязательно сохранить. Но именно многочисленные приспособленцы в данных КБ, а также на старых авиазаводах и привели наш гражданский комплекс в то состояние, где он сейчас пребывает.

Опытный образец пассажирского самолета Ил-114-300.

Также всплыла информация про «Слон» — наследник программы Ан-124 «Руслан», который будет оснащён разрабатываемым двигателем ПД-35. Данный самолёт будет перевозить до 180 тонн коммерческой загрузки. Сейчас модель прошла очередной этап продувки в ЦАГИ, где в ходе испытаний провели различные варианты законцовок крыла, в том числе складывающиеся. Суть желания – облегчить конструкцию, но при этом сохранить топливную эффективность планера. В ходе очередного этапа кроме различных законцовок крыла было испытано альтернативное сечение фюзеляжа, уменьшенный по размерам обтекатель стыка крыла с фюзеляжем и новые пилоны с мотогондолами.

Модель перспективного сверхтяжелого российского транспортного самолета «Слон» в аэродинамической трубе ЦАГИ

На форуме «Города России 2030» генеральный директор ОЭЗ Титановая Долина Андрей Антипов рассказал про планы УЗГА, кроме «Байкала» и «Ладоги», начать производство учебного самолёта УТС-800. Пока про него информации весьма немного. Но можно вспомнить про производство «Даймондов». Опыт есть, поэтому что-то собрать на базе смогут. Проблема в двигателе. На УТС-800 планируется ставить турбовинтовой ВК-800ПС, который создаёт УЗГА. Самолёт разрабатывается в соответствии с действующими авиационными правилами и имеющимися техническими требованиями, полученными от эксплуатантов. УТС-800 позволяет обучать технике пилотирования на простой и сложный пилотаж в диапазоне высот от 1000 до 8000 м. Самолёт сможет базироваться на ВПП с искусственным покрытием и с грунтовых ВПП.

Опытный образец учебно-тренировочного самолета УТС-800 производства УЗГА.

После окончания сертификации МС-21 с двигателем ПД-14 возобновились следующие этапы испытаний и подготовок. Перекрашенный в цвета «России» самолёт – тому пример. Он не будет передаваться в авиакомпанию, но будет использоваться в достаточно прикладных задачах – обучать пилотов и инструкторов, сертифицировать аэропорты и наземное оборудование. Зачем нужно было красить? Неплохой маркетинговый ход. Зачем-то самолёты красят вообще же. Так-то можно и на беляшах летать. Нашему авиапрому не хватает маркетинга и пиара, именно поэтому вокруг него больше негатива. Негативно и предвзято относятся работники авиакомпаний (не всех, конечно) и аэропортов, журналисты и обыватели. Покраска стала приятным медиа-событием.

Также возобновил полёты самолёт, про который я рассказал в предыдущей публикации – МС.0013, который оснащён двигателями «Пратт-Уитни», но будет использоваться для отработки остальных отечественных бортовых систем. Двигатель для них не является помехой, а сертификацию с ПД-14 уже провели. Поэтому меня спрашивают, а как он будет полностью отечественным в декабре, когда испытания уже возобновились, а он гоняет с Праттами? Как прояснилось, в этом самолёте двигатели менять не будут – не так их много, чтобы оснащать все экземпляры, которые останутся опытными. Поэтому отрабатывать бортовые системы будут с Праттами. Все системы и их сертификацию должны добить к 2024 году, когда и начнут серийные поставки.

Один из построенных самолетов МС-21-300 во время испытательного полета.

В 2024 году авиакомпания Ред Вингс планирует возобновить полёты в своём флоте самолётов Ту-204 и Ту-214, которые уже ранее летали. Две единицы во флоте перевозчика уже летают, но там ВИП-компоновка. А сейчас речь зашла про линейные машины для регулярных рейсов. В Ульяновске на Восточном стоит RA-64043 во вполне вменяемом состоянии. В Уфе вполне подъёмный RA-64050, у которого в 2018 году произошёл пожар двигателя. Эти машины более-менее реальны для перевозки пассажиров. Насчёт Ту-214 вараинтов не так много. В более-менее вменяемом состоянии находятся все бывшие машины «Трансаэро», которые находятся в Казани. RA-64509 вроде бы даже уже активно занимаются. Хорошо был законсервирован RA-64508, только он не летал уже 14 лет.

Российский пассажирский самолет Ту-214, экплуатировавшийся в авиакомпании «Трансаэро».

Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: