• 08.12.2022 08:51

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука Технологии ВПК Импортозамещение

Skyexpert: Как крупнейшие российские авиакомпании переходят на отечественные инвенторные системы

Самыми громкими новостями за последнюю неделю стали новости о переходе основных отечественных авиакомпаний – «Аэрофлота» и «Сибири» (S7) на отечественные инвенторные системы и системы бронирования. Аэрофлот ушёл с отечественного ПО в 2002 году. Сибирь почти в то же время. Примерно в 2004-2005 годах. Обе авиакомпании ушли в Габриэль, Аэрофлот вскоре полностью перешёл на американский Сэйбр, а Сибирь не так давно осела в Амадеусе.

Нужно сказать, что отечественные системы были не столь плохи – вполне добротная Сирена-2000, сам в ней всё хранил, обросла она всевозможными фишками, в принципе, была достаточно мощной, по крайней мере, ЮтЭйр на ней сидел до самого перехода на Леонардо, с поддержкой всех особенностей. Хотя разрекламированные фишки вроде мильных билетов, множества тарифов больше относятся к ГРС (Глобальная распределительная система) Сирена-Трэвэл, так как в инвенторной системе хранится только ресурс мест – то есть, расписание, ресурс мест и рейды со своими статусами.

Банально ввод рейса выглядел просто. В текстовом и скоростном терминале (я работал в центрах ХБР и МОС, ТЮЦ вроде тоже неплохо бегал, про остальные не скажу) вбивалась команда «НК, РАС», после чего в текстовой масочке вводилось расписание рейса (номер, период, дни недели, города, аэропорты вылета и назначения, терминалы, время), потом команда «НК, РЕС» — вводим ресурс мест. Так же в новой масочке – номер рейса, период и количество мест по всем подклассам по всем сегментам рейса (это здесь те самые места по подклассам, где указано, сколько мест по мильным билетам, сколько по дешёвым, сколько по дорогим, но тарифов и сборов здесь нет, только буква подкласса и количество мест). Потом создаются рейды, чтобы связать расписание и ресурсы – «РД, номер рейса, период, дни», а потом можно и продажи открывать «СО, С, номер рейса, период, дни».

Конечно, это всё уже подустарело. У новой системы Леонардо графический интерфейс, она приятная наощупь и не пугает белыми буквами на синем фоне. Но в текстовом интерфейсе был важный плюс – скорость работы.

ГРС тоже не отставала – появились мили, куча плюшек у УПТ (условия применения тарифов) из 20 с лишним глав, бонусные мили, карты, обмен с другими системами. В принципе, Сирена была велосипедом для любого кассира, с неё все начинали. Габриэль, кстати, была не на много более user-friendly. Наиболее доступным и простым был графический интерфейс Сэйбра, но, столкнувшись с его глючностью, я перешёл на native, а в центровке у меня стоял именно текстовый терминал, на котором я легко мог спрогнозировать загрузку на любой рейс, а также подблокировать места в случае вылета центровки за буйки.

Кроме того, у Сирены-Трэвэл есть мощнейшие движки Oxygenдля работы интернет-сайтов (вон у Победы работает и ещё у кучи перевозчиков – ИрАэро, Нордстар и т. д.). Система регистрации Астра выглядит более топорно, но массовый сбой за ней помню только один, лет семь назад, в то время как у Аэрофлота падение Сэйбра каждый год, это только то, что попадает в СМИ. А сколько раз из-за более мелких сбоев рейс сажали по шахматке (! и это национальный перевозчик) и центровали по телефону. У MySirena вообще нет конкурентов – это система для выписки билетов на чартеры по спискам Эксель, которая в одно бронирование включала до 30 пассажиров. Даже Аэрофлот ей пользовался. В разработке Либра – новая система центровки, которая создаётся в том числе бывшими сотрудниками Аэрофлота и не будет уступать SabreLoadManager.

То есть, особых различий в системах не было. Основной нюанс – фишки альянсов, которые стали неактуальны, но и их нет в большей степени из-за отсутствия работы с системой самих представителей альянсов. Поскольку Сирена с каждым клиентом всегда отрабатывает все пожелания. Именно наличие альтернативных и отработанных продуктов позволило в кратчайшие сроки мигрировать Победе, вроде ни у кого нет вопросов к работе. Аэрофлот уже частично перешёл, сейчас проходит завершающий этап, после перехода сохранятся все функции, кроме некоторых, которые решили доработать. Ну и приложение для iOS, но его не жалко особо – там сейчас вообще ничего путного нет. У меня в AppGallery от Хуавей всё отлично работает – рекомендую переходить. Два года назад купил Honor 30 со 128 Гб памяти – ничего не подвисает, всё работает великолепно, четыре камеры, включая основную с 40 мегапикселями. Никого не призываю, это так)

До 2022 года Сиреной пользовались большинство авиакомпаний страны. Самый лучший пример – ЮтЭйр. Собственные стойки саморегистрации, бонусная программа, стыковки с другими перевозчиками, продажа билетов из любой системы бронирования.

Сибирь переходит на неизвестный мне ранее продукт – ОРС («онлайн резервейшн систем»), который произошёл после покупки Ванцевым «Таиса». «Таис» – ответственный за недосистему Сирена-2.3, от которой позже все отказались. Знаменита тем, что позволяла заказчикам чартеров заниматься продажами на рейсы в обход перевозчика. У меня были такие заказчики, которые ей пользовались, но чартер есть чартер. Не страшно, что часть дохода пройдёт мимо перевозчика – там копейки.

Страшно другое – заказчик напродаёт билеты, а потом сольётся. Виноват будет перевозчик, который и должен расселять и отправлять пассажиров, так как в билете указан конкретный перевозчик.

Но Ванцев, видимо, вдохнул жизнь в Таис. Они снова заработали, но с их новым творчеством ещё не знакомился. Возможно, что-то получится неплохое, но только благодаря Ванцеву. Он действительно профессионал, а ТАИС себя запятнал.

Об истории конфликта можно говорить очень долго. Сирена-2000/Сирена-Трэвэл и Сирена-2.3 отпочковались из одной советской Сирены. Однако вполне адекватная работа Сирены-Трэвэл (бывший Комтех-Н) сделала её фаворитом всех перевозчиков. Сирена-2.3 какое-то время мигрировала по окошкам кассиров, да и где-то пропала. Связка Сирена-2000 + сеанс ТКП стали доминирующими и имелись почти у 100% кассиров.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ:

Рекомендуем прочесть