Модернизированный Су-57 начал испытательные полеты в Подмосковье
В России начаты испытания модернизированной версии истребителя пятого поколения Су-57. Об этом сообщил ТАСС 25 октября 2022 года со ссылкой на пресс-службу государственной Объединенной авиастроительной корпорации. Полеты с 21 октября выполняются на подмосковном аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. Так в первом полете продолжительностью около часа обновленную машину пилотировал Герой России Сергей Богдан. Что известно о модернизации Су-57?
Мы уже писали, что проект Су-57 это во-многом революционная боевая платформа для ВКС России. У самолета самое мощное за всю историю отечественной авиации бортовое радиоэлектронное оборудование и весьма богатый комплекс различного вооружения, в том числе новейшего. Как отметил в октябре 2022 года главнокомандующий Объединенной группировкой войск Вооруженных Сил России в зоне специальной военной операции генерал армии Сергей Суровикин, новая машина успешно используется в зоне боевых действий: «По качеству боевого применения особо хочу выделить многофункциональный самолет пятого поколения Су-57. Имея широкую номенклатуру вооружения, в каждом вылете он решает многоплановые задачи поражения воздушных и наземных целей».
Су-57 первых серий (опытные и серийные машины) оснащены двигателями «первого этапа». Это АЛ-41Ф1 («изделие 117»), имеющие полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания. Несмотря на то, что на одной из основных машин ВКС России – многофункциональном истребителе Су-35С – также используются АЛ-41, версия для Су-57 данного двигателя отличается как более высокими характеристиками, так и системой управления. С АЛ-41Ф1 «пятьдесят седьмой» демонстрирует летные характеристики, которые позволяют машине быть лидером в группе самолетов пятого поколения, разработанных в США, России и Китае. Вместе с тем, изначально на Су-57 должен был использоваться еще более совершенный двигатель «второго этапа», называемый «изделием 30». Его многолетняя разработка практически завершена – испытания на Су-57 велись с конца 2017 года, и ожидается, что на модернизированной версии самолета появятся именно такие двигатели. Также это подтверждается в сообщении о начале испытаний в октябре 2022 года новой версии «пятьдесят седьмого»: «на самолете обеспечена возможность установки двигателя второго этапа».
Модернизация Су-57 включает новый комплекс бортового оборудования с расширенным функционалом, интеллектуальной поддержкой экипажа и возможностью применения широкой номенклатуры новых типов вооружения. В силу секретности проекта о реальном потенциале обновленной машины пока остается только догадываться, но проект не перестает удивлять различными возможностями типа совместного выполнения боевых вылетов с новым ударным малозаметным реактивным тяжелым беспилотником С-70 «Охотник» и управлением этим дроном из кабины пилота Су-57. Известно, что в российский боевой самолет заложена возможность его управления искусственным интеллектом (или оператором) в беспилотном режиме на больших расстояниях от базы.
Говорить о массовости «пятьдесят седьмого» пока рано, да и судя по ранее заявленным планам, это не крупносерийный проект: ВКС России планирует получить 76 серийных самолетов данного типа в дополнение к 10 машинам опытной серии в течение ближайших пяти лет: 2022-2027 годы. Фактически в 2022 году серийное производство Су-57 в Комсомольске-на-Амуре только входит в рабочий ритм, и по сложности оно на порядок превышает то, как делают те же Су-35С (их, кстати, с производства никто не снимает). Впрочем, рассматривать «пятьдесят седьмой» как машину, идентичную своим предшественникам четвертого поколения даже со знаками «плюс» не стоит: по оценкам специалистов в области военной авиации, потенциал одного Су-57 идентичен возможностям 3-4 самолетов предыдущего поколения. Соответственно растут и требования к уровню подготовки пилотов таких машин. Как правило, это те, кто уже имеет большой опыт полетов на других боевых самолетах и может смело называть себя элитой ВКС России.