• 27.11.2022 04:32

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука Технологии ВПК Импортозамещение

Единственный в мире атомный транспортник активно работает на Северном морском пути

Российский атомный контейнеровоз «Севморпуть» в 2022 году выполняет субсидируемые каботажные рейсы по маршрутам Санкт-Петербург – Мурманск – Петропавловск-Камчатский – Мурманск и Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский – Санкт-Петербург. Единственный в мире 260-метровый атомный транспортник, работающий под флагом российского «Атомфлота», осуществляет перевозки с загрузкой до 90 процентов. Рейсы выполняются при поддержке государства – по программе освоения Северного морского пути.

«Севморпуть» не просто грузовое судно с атомным реактором, это – огромный (размером почти как авианосец) лихтеровоз водоизмещением 61000 тонн с корпусом ледокола, оснащенный мощным электрическим краном, поднимающим грузы до 500 тонн. Также с левого борта установлены грузовые краны, которые могут помогать портовым, либо вовсе осуществлять самовыгрузку. Уникальное российское судно может работать полностью автономно, без использования специально оборудованных портов.

«Севморпуть» чудом избежал уничтожения, которое ему готовили отечественные либеральные менеджеры, много лет не находившие применение 260-метровому атомному гиганту, построенному в последние годы существования СССР в Керчи: они запускали информацию о якобы ненужности и затратности для России атомохода и необходимости его утилизации. Но в 2014-2015 годах специалисты Росатома и российские кораблестроители вернули судно к жизни, и после модернизации оно снова трудится в интересах большой страны, выполняя перевозки на огромные расстояния. На Дальний Восток наш атомный лихтеровоз в 2022 году доставляет экспортные (в контейнерах) и генеральные грузы (оборудование, краны, машины…), в обратном направлении судно везет 40-футовые контейнеры с дальневосточной рыбой и также генеральные грузы.

Рассказывает капитан российского транспортного атомохода Сергей Бралгин: «Севморпуть» может самостоятельно преодолевать ровный лед толщиной более 1 метра. Поэтому большую часть года мы ходим без ледокольного сопровождения. Самые сложные месяцы – январь, февраль, март, но даже в это время бывает, что ледокол не всегда требуется. Например, в прошлом году, в один из рейсов мы проскочили всю трассу Северного морского пути всего за неделю – это очень хороший показатель. Рейсов очень много. Одна смена экипажа – это четыре месяца, за которые получается сделать три-четыре ходки. В основном рейсы коммерческие: мы обслуживаем российские добывающие компании, для которых возим все необходимое оборудование. Все дело в возможностях нашего судна, которое может взять за раз существенное количество груза, крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Другие грузовые суда просто не могут совладать с подобными масштабами. Мы одни заменяем сразу несколько кораблей, не говоря про железнодорожные составы. Отдельные грузы по земле просто физически не перевезти. Так что простоев у нас нет. А учитывая, что к процессу сейчас активно подключилось государство, то их и не предвидится. Экипаж «Севморпути» – это более 50 человек, которые полностью обеспечивают его автономное функционирование как в море, так и в порту».

Добавим, что в нынешнюю навигацию у «Севморпути» добавилось и научное задание. На судне отправились в экспедицию российские ученые Центра морских исследований Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с целью изучения фауны и воды морей Северного ледовитого океана.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: