О состоянии программы выпуска новых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А

В самом конце августа 2022 года в Ульяновске на авиазаводе «Авиастар-СП» успешно начал летные испытания еще один построенный Ил-76МД-90А. Это третий военно-транспортный самолет данного типа, построенный на новой сборочной линии в 500-метровом цеху, заработавшей в 2021 году. Линия рассчитана на сборку до 12 новых Ил-76 в год. Как сейчас обстоят дела по выпуску военно-транспортных «ильюшиных»?

Госконтракт на производство 39 самолетов Ил-76МД-90А авиазавод в Ульяновске получил 10 лет назад, в 2012 году. Изначально сроки его исполнения были излишне оптимистичными с учетом того, что до 2012 года Ил-76 здесь серийно не выпускали (производство предыдущих модификаций машины было налажено в годы СССР на Ташкентском авиазаводе, который как раз прекратил свое существование в 2012 году, а фактически занимался мелкосерийным выпуском Ил-76 после развала Союза из оставшегося задела). На заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске смогли выкатить первый Ил-76МД-90А только в к 2015 году. Это глубоко модернизированная версия известного самолета, в которой серьезно изменилось многое по сравнению с прошлыми модификациями, поэтому даже некоторое время ее называли новым именем Ил-476..

Проблемы с организацией производства и созданием, установкой нового конвейера (линия поточной сборки ПЛС-76) оказались преодолимыми, но заняли не один год. Спустя 10 лет собраны полностью 12 новых военно-транспортных самолетов по контракту 2012 года, а также еще 4 самолета других модификаций (включая новый заправщик Ил-78М-90А и самолеты для последующей достройке в Таганроге в качестве машин дальнего радиолокационного обнаружения). Впрочем, военные из Минобороны РФ ситуацию отслеживают, и поэтому контракт подвергли изменениям в 2020 году: завод должен был сдать 13 новых машин до 2021 года включительно, затем перейти на выпуск еще 14 Ил-76МД-90А в рамках нового контракта до 2028 года.

Стоит заметить, что Ил-76МД-90А и производные машины на его базе (Ил-78М и А-100) не являются единственными «семьдесят шестыми», находящимися на вооружении ВКС России. По данным открытых источников, российские военные используют более 120 Ил-76 предыдущих лет выпуска, которые находятся в летном состоянии и регулярно проходят обслуживание на авиаремонтных заводах. Кроме военных эксплуатантами самолета являются МЧС и ряд коммерческих авиакомпаний. Ил-76 используются сейчас и за пределами России – в более чем 30 странах мира.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: