Российское уникальное судно для исследования Арктики вышло на испытания
21 мая 2022 года выведена на заводские ходовые испытания построенная на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге для Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» проекта 00903. 83-метровое судно не имеет аналогов в мире и предназначено для работы в высоких широтах Северного Ледовитого океана, где круглый год сможет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без привлечения ледокола, принимать средние вертолеты типа Ми-8/Ми-17/Ми-38.
Водоизмещение ЛСП «Северный полюс» – около 10390 тонн; скорость — не менее 10 узлов; автономность по запасам топлива — около 2 лет; срок службы — не менее 25 лет; экипаж — 14 человек; научный персонал — 34 человека. Ледостойкая самодвижущаяся платформа строится по классу Arc5, при этом прочность ее корпуса рассчитана на класс Arc8. Сообщается, что это предполагает возможность круглогодичной эксплуатации в Арктике и перемещение в точку базирования как самостоятельным плаванием, так и под проводной ледокола. Допустимая толщина льдов в которых ЛСП способна идти в канале за ледоколом с малой скоростью в зимне-весенний период – до 0,8 метров, а в летне-осенний до 1,2 метров. При самостоятельном плавании в разреженном однолетнем льду до 0,8 и до 1 метра соответственно.
В качестве главного двигателя на ЛСП используется среднеоборотный нереверсивный дизельный двигатель с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха мощностью 4200 кВт. Электроэнергетическая установка ЛСП включает три вспомогательных дизель-генератора мощностью 800 кВт и один аварийный мощностью 300 кВт. Также на платформе имеется вспомогательная котельная установка реализованная двумя термальными котлами мощностью по 1500 кВт каждый. Минимальная мощность движителей на класс Acr5 обеспечивается полноповоротной винто-рулевой колонкой российской компании МСС с винтом фиксированного шага мощностью 3500 кВт и носовым подруливающим устройством водометного типа мощностью 1200 кВт.
На расстоянии до полукилометра от судна на дрейфующем льду может быть будет разбит мобильный полевой лагерь, где учёные могут выполнять исследования в природной среде. Для полярников с судна на лед могут перемещаться до 20 домиков-лабораторий, а также четыре снегохода, один снегоболотоход и два трактора ДТ-75.