• 04.12.2022 02:27

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука Технологии ВПК Импортозамещение

Самый амбициозный проект отечественной космонавтики – это несомненно первый в мире ядерный космический корабль-буксир «Зевс». Его разработка началась с проекта Росатома по созданию первой космической энергетической установки мегаватного класса в 2010-х годах. После наведения порядка в Роскосмосе с приходом Дмитрия Рогозина началась реализация проекта корабля с такой силовой установкой. Экспериментальное подтверждение ключевых технологий и разработка концептуальной части проектной документации должны завершиться в 2024 году. Далее настанет этап конечного проектирования и сборки автоматического корабля-буксира.

По словам исполнительного директора «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александра Блошенко, сейчас перспективы проекта выглядят так. В 2030 году «Зевс» и модуль полезной нагрузки (каждый на своей ракете-носителе) будут выведены на околоземную орбиту с космодрома Восточный. На орбите буксир и модуль с нагрузкой состыкуются. Следующим этапом станет облет Луны и возврат на околоземную орбиту. После этого к «Зевсу» будет пристыкован новый модуль полезной нагрузки и стартует самая захватывающая часть проекта – полет к Венере с выполнением около нее гравитационного маневра для последующего полета к Юпитеру, где будет выполнена программа исследований спутников планеты-гиганта, в том числе по поиску на них возможных форм жизни. Срок завершения экспедиции – 2034 год.

Говоря о деталях долгожданного и насыщенного дальнего полета, представитель госкорпорации отметил следующее:
«На первом этапе ядерный буксир должен обеспечить радиофизические исследования спутника Земли – Луны. Мощный бортовой радарный комплекс, включающий в себя несколько радиолокаторов, должен будет просканировать лунные породы под реголитом на предмет лавовых трубок, полостей, скоплений полезных ресурсов, в том числе льда. Будут созданы подробные карты поверхности и приповерхностного слоя, исследованы важные свойства и особенности грунта – это пригодится для реализации будущей лунной программы.
На следующих этапах «Зевс» направится уже в дальний космос. Ряд научных спутников-зондов предполагается доставить к Венере, а также Юпитеру и его спутникам. Хотелось бы исследовать атмосферу, магнитосферу и внутренние источники энергии Юпитера, изучить подледные океаны Европы и Ганимеда. Кроме того, мы проверим спутники Юпитера на наличие там жизни. Если точнее, мы планируем проверить спутники Юпитера на наличие так называемых биомаркеров и условий, потенциально пригодных для существования жизни
Сегодня спутники Юпитера (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто) наряду со спутниками Сатурна (Титаном и Энцеладом) притягивают пристальное внимание ученых всего мира и даже рассматриваются как объекты для колонизации в далеком будущем. Установлено, что на некоторых из них есть океаны, покрытые льдом, из-под которого иногда выходит пар, наблюдается некоторая тектоническая активность, что говорит о горячем ядре небесного тела. Тепло и вода же представляют собой необходимые условия для существования жизни.К спутникам Юпитера организуется много миссий. Однако, чтобы получить достоверную и полную информацию, нужно доставить туда большое количество наукоемкого оборудования — спектрометры, газоанализаторы, многоспектральные камеры и так далее. Интересно было бы пролететь сквозь «выхлоп» пара, но для этого нужен отдельный специальный спутник, который «Зевс» также может привезти в составе модуля полезной нагрузки».

Особо стоит акцентировать внимание на то, что «Зевс» станет первой автоматической межпланетной транспортной системой, которую можно будет использовать сразу в нескольких исследовательских программах. В полете к Луне и к Юпитеру будет использован один и тот же буксир, но с разными модулями полезной нагрузки, в состав которых войдут специальные маршевые двигатели. Для обеспечения максимальной гибкости и долговечности столь сложной транспортной системы предварительно прорабатываются возможности технического обслуживания космонавтами на околоземной орбите русского ядерного буксира между его полетами.

Основа проекта «Зевс» — оригинальные российские ядерные космические технологии. Разработка их насчитывает много лет, в этом направлении наша страна значительно превосходит все остальные государства. Ядерный реактор и система преобразования энергии на основе газотурбинного генератора российского корабля-буксира – это уникальные конструкции, созданные в Росатоме.
Как говорит специалист Роскосмоса, «ядерный реактор «Зевса» умеет просто выделять огромное количество тепла, которое необходимо преобразовать в электроэнергию. Далее идет «техническая развилка» вариантов конструкции. Мы остановились на машинном преобразовании энергии. Теплоноситель, проходя через активную зону ядерного реактора, греется и приводит в движение «машину», в нашем случае своим паром раскручивает турбину, которая заставляет работать генератор электроэнергии. В этом случае коэффициент полезного действия может доходить до 30%. Далее электроэнергия передается потребителям на модуле полезной нагрузки — маршевым двигателям, целевой аппаратуре и бортовым обеспечивающим системам… Вся эта система должна работать без сбоев в условиях космического пространства на очень большом удалении от Земли минимум 10 лет».

По материалам Роскосмоса

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: