В России выпустят от 20 до 70 новых самолетов Ту-214
6 апреля 2022 года было озвучено решение государственной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) запустить серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-214. Машина рассматривается не как замена запускаемому в серию новому МС-21, а как временное решение, позволяющее обеспечить внутрироссийские рейсы новыми пассажирскими самолетами вместо аналогичных «боингов» и «эйрбасов». Итак, что представляет собой сегодня Ту-214 и насколько этот самолет соответствует современным требованиям гражданской авиации?
Начнем с того, что Ту-214 это модификация 210-местного самолета Ту-204, созданного в 1980-х годах в СССР. «Двести четвертый» — узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолет, оснащенный двумя двигателями ПС-90А производства Пермского моторного завода. Первый полет опытного Ту-204 состоялся 2 января 1989 года, но из-за произошедшего затем распада СССР сертификация самолета была завершена лишь в декабре 1994 года, когда рухнул рынок авиаперевозок, и появившейся на базе региональных баз единого «Аэрофлота» массе коммерческих перевозчиков самолет оказался ненужным: хватало выпущенных в большом объеме Ту-154М. «Новый» российский «Аэрофлот» к этому моменту сделал выбор в пользу самолетов иностранной сборки и начал активно лоббировать закупку и ввоз в страну новых «эйрбасов» и «боингов». В итоге ежегодный выпуск Ту-204 так и не удалось вывести на серьезные цифры – в среднем выпускалось по 2-4 машины в год с пиком в 10 самолетов в 2008 году. Из 89 выпущенных в 1990-2021 годах самолетов Ту-204 в эксплуатации на начало 2022 года находилось около половины: не менее 18 машин в правительственном авиаотряде (СЛО «Россия»), 2 – в авиакомпании «Космос» (принадлежит «Роскосмосу»), 5 – в «Авиастар-ТУ» (собственная авиакомпания завода-производителя Ту-204 в Ульяновске), 2 – в парке «Почты России», 2 — в государственной авиакомпании Северной Кореи Air Koryo, 4 – у кубинского авиаперевозчика Cubana (на хранении). Эксплуатировать Ту-204 за эти годы пытались в единичных экземплярах различные российские региональные перевозчики. Предпринималась попытка создания большой компании с парком из Ту-204 – Red Wings (10 машин), пытались создать свой парк Ту-204 в прекратившей существование в 2015 году авиакомпании «Трансаэро».
Основные плюсы Ту-204/Ту-214 – практически полностью российский самолет (в правительственном авиаотряде на 100%), высокая надежность и безопасность (может при наличии достаточной квалификации у пилота садиться с выключенными двигателями, что подтвердил случай 2002 года в Омске), хорошая дальность полета – в зависимости от версии и нагрузки (4000-5000 км). Минусы – наличие третьего члена экипажа у всех версий Ту-204 и Ту-214 (кроме модели Ту-204СМ — 2 человека), нерешенные проблемы с созданием сети технического обслуживания и своевременных поставок комплектующих эксплуатантам, отсутствие нормального серийного производства (машина выпускалась в Ульяновске и Казани в единичных вариантах для разных заказчиков), постепенное техническое устаревание в сравнении с воздушными судами нового поколения (МС-21). Еще одной сложностью является большая вместимость салона – 210 пассажиров (не всегда выгодна авиаперевозичкам на незагруженных направлениях), с этим попытались справиться в версии Ту-204-300 2003 года, уменьшив немного размер самолета и количество мест – до 164. Положительным моментом является еще и тот факт, что среди современных магистральных самолетов Ту-204 называют единственным, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы (в ходе испытаний подтверждена безопасность полетов без противообледенительной системы на несущих поверхностях и получены российский и европейский сертификаты).
Версия Ту-214 представляет собой модификацию Ту-204-200, выпускаемую на Казанском авиазаводе. Главное отличие от Ту-204 – увеличение коммерческой нагрузки на 4 тонны (до 25,2 тонны). В остальном машина схожа по характеристикам с «обычными» Ту-204. Завод не смог организовать конвейерную сборку Ту-214 и в итоге занимается выпуском 1-2 самолетов в год для СЛО «Россия» и Минобороны РФ (специальные версии разведчика, пункта управления, ретранслятора).
Сделанное в апреле 2022 года заявление о начале сборки 20 Ту-214 для нужд российских авиакомпаний с возможностью выпуска в общей сложности до 70 машин в сроки до 2030 года является достаточно оптимистичным с учетом реальных возможностей Казанского авиазавода. Ранее предприятие никогда не производило больших объемов таких самолетов. На сегодня в России только один завод имеет реально работающий современный конвейер по сборке пассажирских самолетов – это предприятие в Комсомольске-на-Амуре (КНААЗ имени Гагарина), выпускающий по 20-30 машин «Сухой Суперджет» ежегодно. Запуск серийного производства Ту-214 в Казани потребует времени и настройки логистики внутри государственной Объединенной авиастроительной корпорации. Остается еще один завод, где также есть конвейер, в Иркутске, но он занят по программе МС-21 и несмотря на ее задержку из-за «санкций» вряд ли перейдет на сборку Ту-214.
Будем надеяться, что в Казани смогут выйти хотя бы на выпуск 5-6 Ту-214 в год в течение ближайших 2-3 лет. Это будет серьезное достижение для предприятия, которое сегодня занято важным военным проектом — по запуску в производство новой версии бомбардировщика Ту-160М (М2).