О гражданской авиации России будущего: сверхзвук, гибридные двигатели, искусственный интеллект, новые виды топлива
Во время недавнего визита на Воронежский авиазавод глава российского Правительства Михаил Мишустин ответил на вопрос одного из инженеров предприятия, о том, каким власти видят будущее отечественного гражданского авиастроения. Процитируем ответ по стенограмме, опубликованной на сайте Правительства РФ, и обратим внимание на ряд ключевых моментов.
«Чего мы все ожидаем? На сегодня наши специалисты, наши люди все нуждаются в серьёзном самолёте, сверхзвуковом самолёте, который позволил бы сократить время перелёта на большие расстояния. Это все направления наши на Дальний Восток, это связанные территории, в том числе с зарубежьем – это Австралия, Южная Корея, Япония… И изделие такое, конечно, будет не просто нуждаться в научных элементах, оно практически будет состоять из самых передовых решений науки. И, наверное, это главное, к чему мы должны стремиться. Эту задачу мы будем сегодня ставить и подробно обсуждать на нашем совещании.
Конвертоплан, который мы смотрели и работа над которым идёт, – все его ожидают.
Будущее за гибридными силовыми установками. Сегодня мы видели, в каком состоянии наши разработки, – это не может не радовать. Мы лидируем, на несколько лет даже идём, так сказать, впереди планеты всей. И гибридные силовые установки, и то, что касается наших наработок, – это тоже элементы, которые необходимо будет интегрировать в те изделия, о которых я сказал.
Ту-155 мы вспоминали. Он летал в 1980-х годах, там ноль углеродного следа. Мы должны понимать, что в этом смысле цена на производительность с минимальным углеродным следом – это победа, в том числе, возможно, и на мировом рынке. Конечно, нужно именно туда стремиться, и только наука может помочь реализовать такие проекты.
Из самых важных технологических элементов я бы ещё назвал искусственный интеллект. Нам сейчас показали в том числе элементы искусственного интеллекта для безопасности движения. Конечно, это здорово. Зрение искусственное и элементы, связанные с системами управления, – всё это очень важно и востребовано.
Хочу пожелать нашим учёным удачи и хочу сказать, что измерять нужно все эффекты науки конкретным изделием, которое будет эффективным, качественным, которое все технические характеристики, которые заложены, реализует. Цена на производительность должна соответствовать той модели, которая была заложена.
У нас более 10 тысяч научных сотрудников работает в сфере авиации, хочу пожалеть всем удачи и свершений, чтобы наше авиастроение, каким оно было всегда, было лучшим в мире».
Конец цитаты.
Акцентируем внимание на ряде важных моментов.
- Тема возрождения на новом технологическом уровне сверхзвуковой пассажирской авиации в России снова звучит, но если еще недавно об этом довольно в свободной форме просто упоминал Президент России, не говоря о каких-либо конкретных требованиях, то глава Правительства практически подводит к постановке задачи перед отраслью. Учитывая, большой объем наработок в этой сфере и развитие техники, появление наследников Ту-144 может стать реальностью, правда, не так быстро как многим бы хотелось.
- Мишустин говорит о работе над новым конвертопланом, конкретных данных о том, что это за проект, не приводится. Однако в 2018-2020 годах в российских СМИ регулярно появлялась информация о планах по созданию конвертоплана для ВДВ России. Также в последние годы показано немало моделей создаваемых беспилотных машин по данной схеме.
- О гибридных силовых установках речь шла явно с учетом большого продвижения работ по проекту с двигателем российской компании «ОКС» — см. https://tehnoomsk.ru/archives/4523
- Радует, что не забыт советский проект Ту-155 – экспериментальной машины, опередившей свое время на 20-30 лет. Самолет летал первым в мире в 1988 году на криогенном топливе – жидком водороде, затем отработал программу по использованию другого перспективного топлива – сжиженного природного газа. Возможно, что работы в этом направлении обретут господдержку.