В России создана инновационная система учета и управления городским транспортом
Созданный российскими разработчиками проект «Контролёр» направлен на систематизацию и контроль работы пассажирского транспорта с помощью мобильного приложения. Руководитель проекта Дмитрий Костоломов рассказал на сайте Омского научно-образовательного центра о том, как устроена разработка и чем она может быть интересна потенциальным заказчикам. В сентябре начат пилотный проект по использованию «Контролёра» на одном из маршрутов городского транспорта миллионного российского города Омска.
— Дмитрий, расскажите, почему ваш проект актуален сегодня?
— Проект «Контролёр» — это уникальная технологическая платформа собственной разработки для автоматизированного контроля и управления транспортом в режиме онлайн. «Контролёр» объединяет разрозненные задачи в одном высокопроизводительном программном продукте. Цель проекта – объединить всех участников пассажирских перевозок (троллейбусы, автобусы, маршрутные такси) в удобном приложении для контроля транспортной системы города и области. Мы считаем, что этот проект поможет решить глобальную социальную проблему – обеспечение качественного и безопасного обслуживания пассажиров на общественном транспорте.
Наша разработка интересна своей инновационностью, отсутствием подобных решений (аналогов) на рынке, низкой себестоимостью и простотой внедрения. «Контролёр» — экономичное и удобное решение управления пассажирским предприятием. Этот продукт позволяет создать единое информационное пространство и в режиме реального времени получать информацию, на основании которой, можно принимать оперативные, но взвешенные и эффективные решения, осуществляя анализ, контроль работы транспорта и водителей.
— То есть речь идет о качественной аналитике в режиме онлайн, позволяющей оптимизировать работу городского пассажирского транспорта?
— Аналитика — это второстепенная функция. Главная задача «Контролера» — высчитывание и контроль оптимального расстояния между единицами транспорта на маршруте. Еще, для нерегулируемых маршрутов, «Контролер» распределяет время выезда с конечных остановок и контролирует очередность на протяжении всего рабочего дня. В комплексе, все эти и другие, разработанные нами решения, как раз и дают инструменты для полного контроля всего пассажирского транспорта, выходящего на линии города, с учетом частных перевозчиков, что позволяет построить современную маршрутную сеть без дополнительных исследований, управлять в режиме реального времени, в том числе и машинами частных перевозчиков.
В ближайшем будущем, наша система даст возможность контролировать пассажиропотокна базе реальных данных в режиме онлайн. Это можно использовать, например, чтобы принимать решения о необходимости добавления или снятия транспортного средства с конкретного маршрута. В общем, функционал должен удовлетворить любой «каприз» заказчика.
Соответственно, речь идет о повышении качества и безопасности перевозок: уменьшение времени ожидания для пассажиров, увеличение заполняемости для предприятий, уменьшении аварийности, так как, исключаются «гонки» за пассажирами и многое другое.
— Есть ли аналоги у вашего проекта в России и зарубежом?
— Сейчас в России у «Контролёра» нет прямых аналогов! За пределами нашей страны – не исключено, но мы пока говорим о внутреннем, российском рынке, на котором разработка с идентичными возможностями отсутствует.
— Кто входит в вашу команду разработчиков? Расскажите немного о себе: чем вы занимались до проекта?
— Сейчас в команде, кроме меня, два Java-программиста, дизайнер, маркетолог и тестировщик. У меня за плечами более 25 лет в бизнесе, из них 15 – в сфере транспортной логистики. В 2000-2011 годах я был основателем и руководителем нескольких транспортных компаний. Думаю, что меня можно с учетом данного опыта назвать профессиональным управленцем.
— Какими совместными проектами участники вашей команды занимались раньше?
— Специалисты подобраны специально для этого проекта, работают вместе впервые.
— Какая на данный момент текущая готовность проекта «Контролёр» к внедрению?
— В июле 2021 года было пройдено альфа- и бета-тестирование на нескольких автобусах малого класса, которые я специально купил для этих целей. Потом, мы обратились в департамент транспорта нашего города, с просьбой разрешить «пилот» на одном из маршрутов Омска, с целью расчета математической модели. Просьба была любезно одобрена. Сейчас система работает, дает данные. После прохождения пилотного проекта и доработки продукта, можно будет говорить о его масштабировании.
— Что вы можете сказать о партнерах или потенциальных инвесторах?
— В партнерах проекта «Контролёр» на данный момент — Омский государственный университет имени Достоевского, юридическая и IT-компании, несколько бизнесменов. Проектом интересуются как административные структуры, так и инвестиционные фонды.
— Каков экспортный потенциал вашего проекта?
— Этим вопросом мы только начали заниматься, так как основная задача при разработке – все-таки контроль и регулирование пассажирского транспорта в городах России, то есть то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Рассчитываем, что, прочитав наше интервью, проектом заинтересуются в разных регионах России.
— Дмитрий, спасибо за интервью. Желаем успешной реализации вашему проекту.
беседовал Евгений Белкин