Зарубежные источники рассказали о том, сколько военно-транспортных самолетов у России

В России не публикуют официально данные о составе и количестве самолетов в нашей военно-транспортной авиации. Поэтому основой для данного материала являются иностранные данные, которые трудно назвать объективными и подтвержденными. Рассмотрим такие сведения в нашем материале.
Начнем с того, что военно-транспортная авиация ВКС России это не единственный эксплуатант отечественных военно-транспортных самолетов. Так вышло, что машины аналогичных типов используют для своих перевозок Морская авиация ВМФ РФ, Пограничные войска ФСБ России и Росгвардия (Авиация войск национальной гвардии). Что касается количества сразу стоит оговориться, что все цифры, которые были обнаружены в английских и американских справочниках и интернет-источниках в начале лета 2025 года, явно не в полной мере отражают реальное состояние дел.
Самые массовые самолеты военно-транспортного назначения, используемые в нашей стране силовыми структурами это:
Не менее 130 единиц Ил-76 разных модификаций, в том числе новые Ил-76МД-90А — см. наш материал об их производстве в России:
Почему в России выпускают 7 новых Ил-76 в год и когда объемы их производства вырастут?
Причем Ил-76, как известно, в России летает больше. Но по самолетам у силовиков иностранцы называют именно цифры в 130-150 единиц.
Другая машина, которая активно задействована в перевозках у военных в России, — более скромных размеров Ан-26. Их общее количестве наши противники насчитали в районе около 200 единиц. В отличие от Ил-76, который производится серийно, пока замены Ан-26 нет, используются машины, выпущенные в годы СССР (производство прекращено в 1986 году) и обслуживающиеся на авиаремонтных заводах РФ и Белоруссии. Есть еще 5 Ан-32 и 1-3 Ан-24РВ, состояние их неизвестно. Про все попытки замены Ан-26 и создания новых транспортных машин для силовиков в постсоветское время «Техносфера. Россия» писала в этих материалах:
Откуда взялся российский самолет Ил-212 и когда ожидается его первый полёт?
Продолжая тему наследия советского «Антонова» в военно-транспортной авиации и авиаподразделениях наших силовых структур, нельзя обойти вниманием такие самолеты как Ан-124 «Руслан». Эта огромная машина — сегодня самый мощный транспортник в составе ВКС РФ. Серийное производство Ан-124 прекратилось в 2004 году, когда были сданы последние две машины гражданскому заказчику (авиакомпания «Волга-Днепр»), достроенные из советских заделов (собственно производство встало еще в 1990-е). Военные при этом постоянно эксплуатируют 12-13 Ан-124 и примерно такое же количество машин имеют на хранении — то есть «Русланов» в ВТА у нас около 25-26 машин. Плюс есть некоторое количество у «Волги-Днепр», но это гражданская компания, поэтому про нее здесь не будем.

Еще один большой транспортник — Ан-22 после 50 лет эксплуатации в 2024 году в России отправили на заслуженный отдых. Машина снята с вооружения, последний летавший борт готовится к установке в музее — см. наш материал:
Последний летавший Ан-22 — в ожидании второй жизни в техническом музее
Еще один «антоновский» долгожитель — военно-транспортный самолет Ан-12. За рубежом утверждают, что у нас их до сих пор летает в ВТА целых 45 штук, плюс еще пара в Морской авиации ВМФ и еще пара в Росгвардии. Почти 50 единиц! Но из российских реестров получаются другие цифры — всего 6 машин в эксплуатации и около 20 на хранении.

В общем, единичные живые Ан-12 постоянно попадаются на глаза по всей стране — сколько их у силовиков никто не говорит, но точно не так уже много. Самолет все-таки не выпускают с 1972 года.
Ан-72 в работе у наших военных и других силовиков, по западным данным, в 2025 году в общей сложности в количестве около 50 единиц. Российские реестры в интернете называют цифры другие — 69-75 машин в летном состоянии и почти 20 на хранении.

Постсоветские попытки «Антонова» остаться на плаву отразились в нашей военно-транспортной авиации в виде летающих российско-украинских Ан-140 (9 единиц) и Ан-148-100 (16 единиц). Кстати, еще почти десяток Ан-148-100 есть суммарно в СЛО «Россия» и МЧС РФ, но это не военные, оставим их в стороне.
Военные и силовики используют для своих перевозок в 2025 году самолеты ОКБ Туполева прежних лет и моделей. По мнению иностранных авторов, это порядка 25 Ту-154, около 70 Ту-134.

Эксплуатируются для транспортных перевозок еще около 30 легких Л-410 (по другим данным около 60 машин и 40+ на хранении, расхождения в цифрах серьезные). Можно, конечно, сюда еще добавить «вечные» Ан-2 (около 50 в ВКС и около 140 в ДОСААФ), но это уже чисто из статистики.
Если не считать упомянутые в финале нашего обзора самые маленькие Л-410 и Ан-2, то для транспортных перевозок у наших силовиков в 2025 году по западным данным используются в общей сложности не менее 650-700 самолетов. Много это или мало трудно судить, всё зависит от стоящих задач и объемов перевозок. Вместе с тем, наполнение списка типов ВС пока говорит, что парк военно-транспортной авиации в России нуждается в серьезном обновлении: пока выпускается серийно только Ил-76МД-90А, в остальных сегментах есть запасы техники на хранении, но новых машин пока нет, и как минимум до начала 2030-х годов не предвидится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:
Западные источники назвали количество вертолетов в Российской армии
Третья в 2025 году партия истребителей Су-35С получена ВКС России
Суета вокруг Су-75: Появится ли однодвигательный истребитель в ВКС России?
Как сохранили уникальный советский сверхзвуковой самолет прорыва ПВО