Восстановлен еще один Ту-214, а что с выпуском новых самолетов?

С Казанского авиазавода в июне 2025 года поступает информация о завершении восстановления летной годности Ту-214 RA-64549 и работе в цехе окончательной сборки над второй машиной новой серии (после 2022 года) RA-64536. Расскажем об этом подробнее и о том, как обстоят дела с производством новых Ту-214.

Процесс восстановления лётной годности ранее выпущенных Ту-214 продолжается, и это хорошо. В июне 2025 года обновленный на заводе RA-64549 2008 года выпуска был отправлен на покраску и дальнейшую передачу в российскую авиакомпанию «Ред Вингз».

Восстановленный Ту-214 RA-64549 покидает Казань 10 июня 2025 года. Источник фото: https://russianplanes.net/id354753

Борт успел поработать в компании «Трансаэро»с конца 2008 года по 2015 год, затем встал на хранение в Казани. Машина эта незамученная, и в хороших руках должна прослужить еще не один год.

RA-64549 в июне перегнали в Ульяновск на покраску пока еще в ливрее давно ушедшей в историю «Трансаэро».  Как уже сообщалось, самолет получит фирменную окраску Объединенной авиастроительной корпорации и будет работать на маршрутах «Ред Вингз», где решили нарастить свой парк русских самолетов Ту-204/Ту-214. Про Ту-204 мы не давно писали здесь:

Шести ранее выпущенным Ту-204 восстановят летную годность

Идем дальше. Вторая тема июня из Казани продолжает тему сложной ситуации, в которой пока находится авиазавод. Ключевое слово «пока». Программа по запуску в серию Ту-214 на этом предприятии стартовала в 2022 году, завод получил солидное госфинансирование, но не смог справиться с поставленными перед ним объемами. Только в самом конце 2024 года полетел первый самолет по новой программе — RA-64535. Но и тут не всё так просто.

По информации городских СМИ Казани, несмотря на то, что первый Ту-214 в новой серии после 2022 года был представлен как 100%-российский самолет, он таковым не является, в нем еще использовали некоторые иностранные компоненты. А вот следующий борт — RA-64536уже весь российский, никакого импорта. Причем эту строящуюся машину в июне 2025 года переместили в цех агрегатной окончательной сборки Казанского авиазавода, то есть процесс идет. Но по-прежнему медленно. Почему? «Техносфера. Россия» уже об этом писала весной:

Середина 2022 года — начало проекта по Ту-214 в Казани, декабрь 2024 года — полет первой собранной машины, 2025 год — два серийных самолета для заказчика (хочется верить, что это будет выполнено в срок), 2026-2027 годы — увеличение объемов производства, 2028 год — начало реального серийного выпуска Ту-214. Итого 5-6 лет на преодоление всех проблем и выход на плановые показатели. Достаточно сжатые сроки. Интересно, все помнят, что до 2022 года серийное производство у нас было в гражданской авиации только у самолета «Суперджет» в Комсомольске-на-Амуре?

Плюс есть еще такое мнение специалистов, с учетом ситуации на заводе по производству Ту-214:

Прыгнуть с темпа в один Ту-214 в год, как сегодня, на пять сразу невозможно. Для начала надо выйти на уверенное строительство двух бортов и пару лет так делать, потом — на три, на четыре и т.д. 

Так что пока так. Не до бравурных отчетов, которыми любят у нас иногда зачем-то забивать большие федеральные СМИ, а потом вся отрасль авиастроения несет серьезные репутационные издержки. Второй Ту-214 после 2022 года мы в 2025 году точно увидим. Передадут его, как опять же утверждают местные источники, не «ЮВТ Аэро», как планировалось, а кому-то другому (например, называют «Согаз»). Насчет еще одной машины, которую нам обещали в 2025 году сдать, пока информации нет, но ее уже обещают выдать МЧС РФ. В 2026 году пойдут поставки в авиакомпании, и в этом списке пока первая — «ЮВТ Аэро».

Один из строящихся Ту-214 на Казанском авиазаводе, дата снимка неизвестна. Источник фото: rais.tatarstan.ru

Вернемся к заводу. В 2024 году КАЗ набрал почти 2000 человек новых сотрудников, но это не сняло проблемы с кадрами. Плюс главное препятствие — в Казани пока не имеют опыта сборки большого количества современных пассажирских самолетов. То есть деньги не всегда могут решить любую проблему. Завод с 2011 года делал в среднем по 1-2 самолета в год, за это время на нем сформировано и заточено всё под такие объемы. А теперь нужно еще и головы «перепрошивать»: серийное производство большого самолета требует современной сборочной линии, наличия постоянных запасов компонентов как минимум для нескольких машин, и наличия серьезной системы работы с кадрами.

Пока же на Казанском авиазаводе в июне 2025 года в агрегатной сборке находятся уже два следующих после RA-64536 самолета и «80% металлопроката под программу Ту-214 уже на складах», как утверждает многотиражная газета завода.

На фото вверху: Новый Ту-214 RA-64535 во время посадки в марте 2025 года. Источник фото: https://russianplanes.net/id351268 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:

Стало известно, откуда возникли «проблемы» у самолета ЛМС-901 Байкал

Количество новых вертолетов Ми-8АМТ в парке российской компании выросло до 16 единиц

Почему в России выпускают 7 новых Ил-76 в год и когда объемы их производства вырастут?

Про производство самолетов-амфибий Бе-200 с новыми двигателями ПД-8

Шести ранее выпущенным Ту-204 восстановят летную годность

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: