История одного советского самолета из 1969 года, сохранённого любителями авиации

Ту-134 ССССР-65923 в экспозиции Дальневосточного музея авиации. Фото Евгений Лебедев.

Одним из красивейших экспонатов Дальневосточного музея авиации в городе Арсеньев (город Арсеньев, 235 км от Владивостока, прим.ред.), безусловно, является маленький «Туполь» Ту-134, в просторечии «Свисток» с регистрационным номером СССР-65923. Биография этой машины раннего выпуска оказалась весьма насыщенной неожиданными поворотами судьбы.

Ту-134 с заводским номером 9350804 и серийным номером 08-04 был собран в СССР на Харьковском авиационном заводе, в апреле 1969 года. После облета заводскими испытателями направлен в социалистическую на тот момент Польшу, в местную государственную авиакомпанию LOT.

Ту-134 в парке польской государственной авиакомпании LOT. Фото из сети Интернет

В Польской народной республике новенький и блестящий «Туполенок» 29 апреля 1969 года получил регистрацию SP-LGC и имя собственное, в честь знаменитой женщины-ученой Maria Sklodowska-Curie (Мария СклодовскаяКюри). В те годы этот борт летал на большинстве внутренних и зарубежных маршрутов авиакомпании LOT, успев побывать в ГДР, Франции, Великобритании, Чехословакии, Югославии а также в разных арабских и африканских государствах. Достаточно регулярно он выполнял рейсы и в Советский Союз. Его польская карьера неожиданно завершилась 29 июля 1982 года, когда LOT решила вернуть его в СССР, а взамен получить новенькую машину.

В Союзе изрядно потрепанный борт пришелся не ко двору в отрядах «Аэрофлота», ведь машина несла немало черт ранних Ту-134, которые были своего рода атавизмом еще более ранних Ту-124. К примеру, этот самолет был укомплектован тормозным парашютом. Поэтому практически сразу, самолет был передан в Министерство авиационной промышленности и направлен на Дальний Восток — в Авиаотряд Арсеньевского авиационного завода. 27 июля 1983 года машина была зарегистрирована как СССР-65923.

Пара интересных фактов: 1. Заводской аэродром в Арсеньеве не мог принимать Ту-134, и фактически самолет базировался во Варфоломеевке, куда служебных пассажиров доставляли заводские же Ан-2 , Ан-14, Ан-8 или вертолет Ми-8. 2. При возврате в Советский Союз, самолету была присвоена отечественная регистрация СССР-65923, что частенько вносило путаницу при обслуживании в различных аэропортах огромной страны. Согласно номеру, к ним летел новенький и имевший все доработки «Туполенок», а по факту прилетал один из ранних самолетов, которых к тому времени в эксплуатации оставалось уже совсем немного.

К концу 1980-х годов самолету почти полностью выбили ресурс по посадкам, ведь чаще всего машина летала на небольшие расстояния с частыми посадками на аэродромах, где базировались предприятия-смежники, плюс выполняла периодические перевозки руководства завода в Москву. К 1990 году целесообразность капитального ремонта изрядно потрепанного жизнью «Туполёнка» отсутствовала. Но в этот момент самолету еще раз очень сильно повезло.

Как раз в том году, перед самым развалом Советского Союза, летчики-ветераны заводского отряда пришли к директору Арсеньевского завода Юрию Денисенко с предложением о создании при заводе авиационного музея. Предложение нашло поддержку у руководства, и в июле 1990 года самолет перегнали на грунтовый аэродром завода. Сверхсложный полет был выполнен заводским экипажем в составе командира воздушного судна А. Гой, второго пилота М. Киселева и бортмеханика В. Тяпшева. Грунтовая ВПП, хоть и имела длину около 1400 метров, но мало подходила для посадки реактивного пассажирского лайнера. Однако, экипаж справился на отлично, выполнив посадку с использованием тормозного парашюта.

Посадка Ту-134 с тормозным парашютом в Арсеньеве, 1990 год. Фото из коллекции Дальневосточного музея Авиации.

С того времени самолет находится в статусе экспоната и поддерживается в хорошем внешнем и внутреннем состоянии. К сожалению, сразу после посадки из Ту-134 вынесли практически все пассажирские кресла, которые разошлись по подразделениям завода. Но это стало одним из плюсов самолета, салон которого стал импровизированным выставочным залом. Кабина экипажа сохранена просто в идеальном состоянии.

Посетить салон и кабину этого «Туполенка» можно только в составе экскурсионной группы, но это того стоит. На наш взгляд, это один из наиболее сохранившихся ранних Ту-134 в России!

Еще один материал автора о другом выдающемся экспонате музея в Арсеньеве:

Самолет Ан-8 сохранили в отличном техническом состоянии в 9000 км от Москвы

Материал публикуется в рамках сотрудничества с авторским Дзен-каналом «Авиация мира».

Оригинал публикации на Дзене: https://dzen.ru/a/aAfXUbA8ZRvaA4nO


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ материалы об истории отечественной авиации:

Как сохранили уникальный советский сверхзвуковой самолет прорыва ПВО

Про первый вертикально приземлившийся самолет на первом советском авианосце

Где и когда должен был окупаться сверхзвуковой Ту-144?

В России восстанавливают легкие самолеты-амфибии Бе-103

Герасим Ларин: Противник вылетает с Аляски, идём на перехват!

Как на самолет Ан-70 потратили 30 лет и чем всё закончилось

Как Як-38 испытывали с неподготовленных грунтовых площадок

Летающая Волга из СССР: Каким видели автомобиль будущего в 1960 году?

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: