Почему в России выпускают 7 новых Ил-76 в год и когда объемы их производства вырастут?

Производство военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, как известно, ведется на заводе «Авиастар» в Ульяновске. «Техносфера. Россия» в начале 2025 года писала, что в 2024 году завод стабильно вышел на объем 6 самолетов в год, в начале июня 2025 года стало известно, что в этом году на предприятии сдадут нашей военно-транспортной авиации уже 7 таких машин. Понятно, что такие показатели вызывают истерику у разного рода «диванных комментаторов», без устали строчащих вечерами свои «а вот в СССР Ил-76 делали в Ташкенте по 100 машин в год» и т.д. под каждой статьей про новые российские Ил-76 из Ульяновска. Что мешает производить в Ульяновске сегодня, например, 20 самолетов в год? Сколько реально выпускали «семьдесят шестых» в год на советском авиазаводе в Ташкенте? Почему Ташкентский авиазавод оказался ненужным после 1991 года? Вопросы специалистам понятные, но придется отвечать на них для неспециалистов в нашем материале.
Начнем с того, что современный Ил-76МД-90А и советский Ил-76 отличаются достаточно серьезно. То есть в Ульяновск не просто «перенесли из Ташкента» выпуск самолета, а еще и его глубоко модернизировали при запуске в производство (неслучайно, рабочее название ульяновской машины в начале было Ил-476). Российский Ил-76МД-90А получил новую конструкцию крыла, новые отечественные двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 т каждый, усиленное шасси, изменённые радиоэлектронный и навигационный комплексы с ПрНПК «Купол-III-76М(А)», бортовой комплекс обороны, защищающий от зенитных ракет с постановкой помех в инфракрасном, ультрафиолетовом, лазерном диапазонах, а также радиолокационных помех.
Теперь про объемы производства: когда стартовал производственный проект Ил-76МД-90А в Ульяновске, то у его авторов было много оптимизма в части возможностей завода. Предполагалось выпустить 39 машин всего за 8 лет. Это при том, что большими объемами российская авиастроительная промышленность не была загружена до этого много лет (а это значит проблемы с поставщиками компонентов), а самолет был новым для предприятия. Плюс проблема кадров и наличия необходимого оборудования. Поэтому первые 5 лет выдавали по 1-2 машины. В 2019 году российским военным сдали 3 серийных Ил-76МД-90А, в 2020 году — еще 3, в 2021 году — 2 (в этот год налаживали новую сборочную линию), в 2022 году — 5, в 2023 году — 6, в 2024 году — 6. В начале 2025 года можно смело говорить, что 6 машин в год — это достигнутый уровень, и как мы сообщили в самом начале этого материала — в этом году их будет 7.
Небольшая ремарка про СССР, в котором создали Ил-76 и выпускали на Ташкентском авиастроительном предприятии. Первая машина полетела в 1971 году, в 1973 году выпустили 3 самолета, на следующий год — 8, затем 17 в 1975 году. Рост ежегодного количества произведенных Ил-76 шел все последующие годы, достигнув пика производства в 1983-1988 годах, когда ежегодно завод в Ташкенте сдавал заказчику от 60 до 65 самолетов. Как раз в 1989 году в СССР начался погром собственной оборонной промышленности («перестройка» и «демократия» Горбачёва) под аплодисменты Запада, и объемы начали падать. Большой сформированный технологический задел и продолжавшая до последнего работать советская «оборонка» (а это был весь СССР с населением 280 миллионов и куда более мощным ВПК, чем сегодня располагает Россия) смогли выдать соответственно по годам: 1989 — 58, 1990 — 49, 1991 — 35 самолетов. Запаса прочности хватило еще на несколько лет, когда СССР прекратил своё существование в конце 1991 года. Так, в 1992 году снова собрали 49 машин, но это был последний рекорд огромного завода и связанных с ним сотен предприятий-смежников со всего теперь уже бывшего Союза. Дальше всё понятно без комментариев: 1993 год — 29, 1994 год — 14, 1995 — 6, 1996 год — 6, 1997 год — 2, 1998 год — ни одного самолета, 1999 год — 1, 2000-2002 годы — снова 0, 2003 год — 2, 2004 год — 4, 2005 год — 4, и затем примерно по 1 машине до 2012 года, когда завод в Ташкенте закрыли и перепрофилировали местные власти. То есть все победные темпы производства Ил-76 пришлись на далекие 1980-е годы, когда ВПК СССР был самым мощным в мире и мог позволить себе любые крупные производственные проекты. Начиная с 1990-х Ташкентский завод оказался на территории нового государства — Узебкистана, изолированным от России территорией еще одного нового государства — Казахстана. Логистические и экономические связи были нарушены, производство остановилось и деградировало. Когда в 2010-х обсуждался вопрос его совместного восстановления, выходило, что должна вкладываться Россия, размещать заказы Россия, а предприятие будет под контролем Узбекистана. Наконец, единственный крупный экспортный контракт, который наша страна заключила в 2005 году с Китаем на новые Ил-76 в Ташкенте просто сорвали…
Выходила ситуация, схожая с проектами так называемой «производственной кооперации» с еще живой на тот момент Украиной, где российская сторона оказалась в зависимой позиции, но должна была оплачивать и вести «совместные» проекты. К чему это привело с украинской стороной мы рассказывали в наших статьях ранее:
Поэтому Ил-76 «перенесли» в Россию. И несмотря на все сложности, с задачей справились, а серьезно обновленная машина стала серийной. Но 6-7 самолетов в год мало, а сборочное производство Ил-76МД-90А на «Авиастаре» вроде как было рассчитано на выпуск 12 самолетов в год, с возможностью дальнейшего увеличения.
Дальше всё упирается в увеличение производственной базы — новое оборудование должно было своевременно поступать на завод в Ульяновске, а до 2022 года поставки шли в том числе и из недружественных стран. Кадровый вопрос тоже важен — сейчас вся «оборонка» превратилась в большой пылесос специалистов, которых просто не хватает, поэтому запущены разные программы по обучению и привлечению кадров. Всё это так называемая «проблема роста», когда много лет вначале было падение и депрессия в промышленности, а затем первая серийная продукция стала считаться достижением. Но теперь нужно не просто делать серийный продукт, а увеличить его производство в 2 и более раза. Поэтому в 2025 году прозвучала информация, что завод получит необходимое оборудование и финансовую поддержку, чтобы в течение 2026-2027 годов выйти на объемы по выпуску 1 самолета в месяц (12 в год). После 2028 года государство хочет еще больше — на первых порах 18, а затем и 24 машины в год. Но будем реалистами — не всё сразу. Планы есть, деньги тоже, но создать мощный кадровый потенциал и производственный комплекс это очень непростая задача.
Возвращаясь к тому, с чего начали. «Всёпропальщикам» и «диванным критикам» можно успокоиться: Ил-76МД-90А это серийная машина, выпуск которой в России постепенно растет, но не так быстро как всем хотелось. К тому же, стоит обязательно напомнить, что наша страна сегодня не обладает настолько огромным ВПК как в СССР 1970-1980-х годов, и устраивать «прорывы» по количеству в ущерб качеству никто не будет. Ориентируемся на первый плановый показатель — 12 новых Ил-76МД-90А в год, на который нужно выйти за 2 года. Будет и больше, главное — чтобы никто и нигде не мешал.
На фото: новые Ил-76МД-90А в цехе авиазавода «Авиастар» в Ульяновске, начало июня 2025 года. Источник фото: https://ulpressa.ru/2025/06/03/pomogut-postavit-na-krylo-federaly-poobeshhali-okazat-moshhnuyu-podderzhku-aviastar-sp/
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы: