Как столичные журналисты из продления эксплуатации Як-40 сделали свои страшные выводы

Самое время дать свои комментарии по статье из «Ведомостей», которые в этот раз стали натягивать сову на глобус не хуже коллег из «твёрдого знака» с их акулой пера по имени Айгуль. Твёрдый факт: ПАО «Яковлев» планирует продлить срок службы самолётов Як-40 с 50 до 60 лет. А дальше уже начинается издевательство над здравым смыслом. «Ведомости» с подачи эксперта Пантелеева начинают привязывать это продление к выполнению Комплексной программы развития ГА (КПГА) до 2030 года. Мол, раз продлевают, значит, самолётов не будет, а бедные Як-40 продолжат возить пассажиров по социально значимым маршрутам.
Это к вопросу, как вполне здравое решение по поводу одного типа ВС использовать для смачного плевка в наш авиапром, который за последнее время отметился сразу несколькими весьма важными достижениями: ПД-8, полностью импортозамещенный Суперджет с ПД-8, импортозамещенный МС-21, восстановленный Ил-96 RA-96101, первый фюзеляж «Ладоги» прибыл на УЗГА, одобрена серия МС-21, третий Ил-114-300 и многое другое. Видимо, желчь искала негатив, но решила вылезти в сугубо положительной новости.
Разберу сейчас эту ситуацию во избежание дальнейшего распространения в соцсетях и блогах подобного пасквиля. Можете меня цитировать.
Первый и самый основной момент — самолёты Як-40 оказались способными летать ещё десятилетие. То есть надёжные, прочные и годные. Только это и означает данная новость. На этом можно было бы остановиться. Но нет. Будем анализировать в другую сторону.
Эксперт Пантелеев в основном говорил абсолютно правильные вещи, это под конец его понесло в сравнение Як-40 с Ил-114 и «Ладогой». Поэтому пройдусь по всем имеющимся Як-40:
Самый старый — 48112, который эксплуатируется РСК «МиГ» для своих нужд, это экспериментальная авиация с маленьким налётом, у него сугубо свои задачи. На него продление распространяться не будет. Он явно мимо кассы.
Ещё три старичка — 87829, 87251 и 87659 эксплуатируются СибНИА и «Яковлевым». Оба в экспериментальной авиации. Там тоже за полтинник, очень маленький налёт.
Самый старенький коммерческий Як-40 — RA-87397, который летает в «Аэробратске» и возит вахтовиков в Талакан. Вообще не могу привязать его ни к КПГА, ни к социальным маршрутам. Он летает, потому что дешёвый. «Аэробратск» не потянет «Ладоги» или Ил-114. Так-то на халяву они и Ил-96 возьмут под вахты, но согласитесь, что это не натягивается?
Следующий — 87216 — летающая лаборатория в СибНИА. Он едва за 50 лет перевалил.
Далее — RA-87988 летающий в ФГУП «Камчатское авиационное предприятие». Действительно, летает по социальным маршрутам на Камчатке, но налёт 60-70 часов в месяц. Никакая «Ладога» с таким налётом не окупится.
Ещё на Камчатке летают RA-87947 и RA-87949, а также самый свеженький RA-87669.
Далее — салонный RA-87494. Бизнес-джет с салоном на 10 пассажиров. Такой «Ладогой» не заменить.
Ещё один из «эксперименталки» — RA-88164.
У «Вологодского авиационного предприятия» летают RA-88188, RA-88231, RA-88300, RA-88251, RA-88306, RA-87908, RA-87966 (три последних — салонные). Вологодские, как их не натягивай. больше являются экзотикой — аэропорт с духом СССР, парк из Як-40. Многие летают ради полётов на Яках. Если бы Вологодские перестали существовать было бы грустно, но катастрофы с перевозками не произошло — прямые поезда, да и Череповец с «Северсталью» недалеко. Для местных авиация — не самая очевидная необходимость.
Лучше бы «Ведомости» про Коми написали, где «Комиавиатранс» почти остались без ничего, а авиасообщение оказалось под угрозой полного срыва…
В «Аэробратске» ещё с вахтами летает RA-88215, а также под их флагом летает салонный RA-88236, который раньше летал с Белогорьем.
RА-88301 летает при МВД РФ.
88269 и 87974 (самый последний) используют в СибНИА. 98111 и 87200 тоже на благо авиапрома летают. Один у «Сухого», другой у «Бериева». 87229 тоже у «Сухого». RA-87968, RA-87271, RA-87972 салонные, все — в СЛО «Россия».
RA-88213 летает в «КрасАвиа», как и сказал Пантелеев. Есть нюанс — это ещё один салонник.
RA-87227 принадлежит страховой компании «ПАРИ», RA-88287 тоже салонник, был в «Тулпаре», ТАИФ возил.
Итого: 4 на Камчатке летают по Камчатскому краю с небольшим налётом. 4 Як-40 из Вологды поддерживают экзотическую линию туда, иногда залетая в Питер и Великий Устюг. 2 самолёта летают с вахтами в Братске. Всего 10 пассажирских Як-40.
Далее — 10 в различных КБ, экспериментальная авиация. 1 у МВД. 8 салонников, 3 в СЛО летают.
32 живых Як-40 в стране у нас.
Не нужно один только коммерческий реестр вычитывать. Есть АОН, экспериментальная и государственная авиация. А то можно увидеть самолёт в парке «КрасАвиа» и начать причитать, что теперь Красноярский край остался без самолётов. А это барколовский салонник.
Поэтому это не про проблемы с КПГА совершенно, а про продление эксплуатации надёжного самолёта, который, в основном, сейчас выполняет специфические задачи. Поэтому решение вполне очевидное и логичное.
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert
На фото вверху: Як-40 «Камчатского авиационного предприятия» RA-87669, выпущен в 1980 году, в 2023 году прошел капитальный ремонт в Минске на 407-м авиационно-ремонтном заводе. Источник фото: https://russianplanes.net/id335509
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:
Российские двигатели ПД-8 для самолета Бе-200: Есть ли перспективы?
Что даст ремоторизация старых моделей гражданских самолетов?
Чем отличается новый российский Суперджет от своего предшественника?
Про новый двигатель для Ан-2, который появился в российских СМИ
Как российское СМИ поливает грязью Ту-214, МС-21 и Суперджет