Российские двигатели ПД-8 для самолета Бе-200: Есть ли перспективы?

Появление на самолете-амфибии Бе-200 новых двигателей после 2022 года анонсировалось неоднократно. С выходом долгожданных отечественных ПД-8 на летные испытания на борту серийных пассажирских самолетов «Суперджет» SJ-100 весной 2025 года снова зазвучали планы по дальнейшему использованию ПД-8 — теперь на Бе-200. Попробуем разобраться в ситуации.
Начнем с того, что амфибия Бе-200 — это достаточно штучный товар, как бы это грубо ни звучало. За всё время существования производства данного самолета (а это вместе с первыми опытными машинам — период с 1998 года) было сделано всего 20 единиц. То есть о серьезном серийном выпуске Бе-200 говорить некорректно — скорее его правильно называть мелкосерийным.
Бе-200 взялся не на пустом месте. До него был советский военный Бе-42 «Альбатрос» (он же А-40), противолодочный и многоцелевой морской самолёт-амфибия с максимальной взлетной массой до 90 тонн. Он позволял выполнять задачи по поиску и уничтожению морских целей в любой точке мирового океана в любое время суток, нес до 6,5 тонн вооружения и был по-настоящему передовым в своем классе. Было построено 3 единицы в конце 1980-х годов в Таганроге. «Альбатрос» попал под горбачевско-ельцинские пресмыкания перед Западом, его даже предлагали купить ВМС Великобритании в 1992 году. В итоге производство не началось. Машина, кстати, использовала модификацию двигателя Д-30 — Д-30КПВ, выпускавшийся в Перми.

В 1990-х на базе проекта «Альбатроса» был создан более скромный гражданский самолет-амфибия Бе-200 «Альтаир» — с максимальной взлетной массой 42-43 тонны и возможностью перевозки до 5 тонн груза, а также 12 м³ воды в баках (машина могла набирать воду прямо с поверхности водоема во время движения и использоваться как противопожарный самолет). На Бе-200 зачем-то поставили двигатели Д-436ТП завода «Мотор Сич», который к тому времени находился на территории другого государства — Украины. Интересно, что в начале 2000-х годов сообщалось, что Д-436ТП могут выпускать (и освоили их производство) на УМПО — моторостроительном заводе в России (Уфа). Однако, нигде так и нет конкретной информации, были ли выпущены такие двигатели и если да, то сколько штук.

Между тем, главные проблемы в производстве Бе-200, как оказалось, ждали не с двигателями. Самолет вначале начали выпускать в Иркутске, а затем передали в Таганрог в 2008 году. Это внесло дополнительную сумятицу и в не без того не очень стройные планы по машине. Планы, если вспомнить, включали: создание в МЧС РФ постоянно действующей группировки из как минимум 10 машин, продажу аналогичных самолетов за рубеж и поставку ВМФ России поисково-спасательной модификации Бе-200. Что из этого в итоге вышло к 2025 году?
МЧС России в 2025 году располагают как минимум 6 Бе-200ЧС в постоянной готовности. ВМФ России получил 3 машины, но одну потерял при тушении пожаров в Турции 14 августа 2021 года. Не менее 2 Бе-200 в летном состоянии есть на заводе в Таганроге, какое количество на хранении и может быть возвращено в строй неизвестно. Экспортные поставки пока реально состоялись в две страны — один Бе-200ЧС в Азербайджан в 2008 году и два Be-200ES (модификация) в Алжир в 2023 и 2024 годах соответственно.
Алжирские военные заказывали 4 машины в 2021 году, отличия версии Be-200ES заключались в наличии англоязычной кабины и салона, разработанного европейской компанией. Итого: по состоянию на весну 2025 года собраны 20 самолетов Бе-200, один из которых был потерян в катастрофе в 2021 году.
Теперь про ПД-8 на борту нашей амфибии. Даже если есть Д-436ТП (предположим) штучной сборки с российского завода, то появление на Бе-200 перспективной модификации новейшего серийного двигателя с более высокими характеристиками и схожими размерами — дело выгодное. Другой момент, что это потребует дополнительной переработки проекта, испытаний и сертификации самолета с ПД-8. А это несколько лет, как ни крути. Понятно, что эти несколько лет у нас есть, так как уже выпущенные Бе-200 в Таганроге могут поддерживать в летной годности, а может и еще 1-2 построить в прежнем виде. Конкретной работы по ПД-8 для Бе-200 в 2025 году пока не наблюдается: у авиа- и двигателестроителей хватает нагрузки по «Суперджету», который серийный и пассажирский. Так что здесь не стоит особо обращать пока на заявления далеких от авиапрома граждан, что «вот-вот» и «скоро». Не скоро, но при желании — проект реальный и интересный.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:
Западные источники назвали количество вертолетов в Российской армии
ВКС России получили первую в 2025 году партию бомбардировщиков Су-34М
Новые фото серийных Су-57 вызвали споры об их количестве на вооружении
Новых Су-35С прибавилось: ВКС России получили первую партию в 2025 году