Можно ли покупать российские компьютеры на маркетплейсе: Личный опыт

Сегодня немного личного опыта покупки (в течение последних нескольких месяцев) сразу трех изделий российских производителей компьютеров на общедоступном маркетплейсе — ноутбуков iRU и Aquarius, а также моноблока «Гравитон». Что оказалось рабочим, а что нет, и какой производитель приятно удивил?

Как вы знаете, с темой российского производства, как главный редактор медиаресурса «Техносфера. Россия»,  практически нахожусь в постоянном контакте, особенно, в части вычислительной техники. Поэтому, когда осенью 2024 года встал вопрос о приобретении полного аналога одного офисного 14-дюймового ноутбука Lenovo на заморском процессоре i3, то выбрал продукт компании iRU и был приятно удивлен: при аналогичных Lenovo характеристиках иностранного «железа» (тот же Intel Core i3, 8 Гб DDR4 оперативки и 512 Гб твердотельный накопитель) машину укомплектовали более мощной батареей.

Ну и цена этой покупки оказалась почти на 30% ниже, чем у продукта, которому ноут брался на замену. Главный минус: iRU только нанесла свою марку на корпус ноутбука, сборка была …китайской. То есть просто перепродали какой-то неплохой товар оттуда. При этом в карточке товара на Озоне утверждалось: Россия. Вот такой первый пример. Ставим этому продукту 4 из 5 баллов, балл снимаем за «наклеечное» импортозамещение)

Идем дальше. Следующим был купленный мной для рабочего использования 14-дюймовый ноутбук Aquarius. Тут всё получилось достаточно забавно и спонтанно. На всё том же маркетплейсе уже в начале 2025 года наткнулся на появившиеся сразу у нескольких продавцов ноутбуки российской марки с сенсорным экраном («трансформеры» наподобие Lenovo Yoga), металлическим корпусом (!) и процессором i5 шестилетней давности. При этом цена была на уровне вышеупомянутого iRU. Понятно, что пришлось изучить тему и немного потратить лишнего времени. Зато результат того стоил.

Из веселого: так как ноут не простой, а с сенсорным экраном, при повороте его превращающийся в планшет, то мне светили шаманские танцы с бубном по нахождению правильной версии проклятой винды и драйверов (про линукс лучше здесь не упоминать, там еще веселее), чтобы экран работал как надо, в т.ч. в режиме планшета. Российский производитель вроде как продает машину без операционной системы, поэтому пользователь должен сам всё установить. Спасибо форуму 4PDA, где первопроходцы уже решения нашли: и винду, и дрова от производителя. В общем, всё заработало достаточно быстро. Правда, обнаружился еще один нюанс: машинка грелась изначально и шумела как настольный вентилятор, что лечилось (опять же спасибо отважным пионерам-экспериментаторам с форума) буквально парой изменений в настройках винды. Итого: ставлю этому продукту максимальный балл 5 из 5, потому что все проблемки за меня уже решили другие и описали свой опыт). Это именно проблемки, так как машина работает стабильно и шустро.

Ну а теперь про грустное. Решил я свой древний настольный ПК заменить на свежий моноблок с экраном диагональю 23,8 дюйма. «Гравитон» — марка нормальная, настраивался изначально на то же, что и с «Аквариусом» (немного поиграться с настройками и установками и получить обычный комп еще лет на 5-7 пользования). Заказал снова на Озоне. Пришло вовремя, коробочка, комплектация — всё нормально вроде, сборка российская. Но тут ожидания с реальностью не сошлись. При запуске машина показывала включенный индикатор питания, был слышен легкий шум работающей системы охлаждения и …всё. На подключение периферии (клавиатура, мышь, внешний диск) моноблок не реагировал, экран был выключен и не подавал признаков жизни. Так как действовала гарантия, вскрывать корпус не было смысла. Надо было возвращать аппарат продавцу.

А продавец, который был в режиме онлайн, начал себя плохо вести: отправляйте, говорит, за свой счет курьерской службой к нам, а мы тут решение примем. То есть «может деньги вернем, а может и не вернем». Позвонил в клиентскую службу производителя — компании «Гравитон» (продавец и производитель — разные, не связанные друг с другом юрлица). Там всё вежливо и красиво: не надо отправлять, у вас рядом сервисы наши есть, целых три штуки. Ну и попутно выяснилось, что продавец меня обманул — вместо указанных 36 месяцев гарантии, осталось всего около 20 — так как она уже действует… Почему она уже действует, ведь машина пришла новой, никто ничего не объяснил. В общем, решил, что такие «товарищи» нам не товарищи, и воспользовался сервисом «Открыть спор» на Озоне. Как оказалось, маркетплейсу проще мне вернуть деньги за продавца и просто попросить отдать назад товар в упаковке на пункт выдачи. Что я и сделал, вернув потраченные средства. Оценка: 1 из 5, один балл оставим производителю за вежливый круглосуточный сервис.

Для чего этот материал написан? Впереди нас ждет немало российских продуктов, ведь как мы видим сборка уже идет и ноутбуков, и моноблоков, и много еще чего. Понятно, что сейчас всё идет, в основном, на иностранной ЭКБ, но не все деньги уходят за рубеж — часть уже остается у наших компаний, и начиная со сборки из иностранного наши предприятия, рано или поздно, дойдут и до сборки из российских компонентов. Тем более, что пока российские процессоры идут только в сектор критической информационной инфраструктуры, а в более-менее массовых продуктах стоят иностранные. Да и под иностранные процессоры пока не так много российских материнских плат. Стоит ли на основании такого вот первого личного знакомства делать какие-то выводы? Пожалуй нет, это именно первый опыт. И опять же — всё только начинается. Но тем российским компаниям, что планируют всерьез и надолго работать на нашем рынке, стоит заметить, что работа над имиджем состоит из мелочей. Поэтому когда-то продавец подставляет более-менее крупную марку из России своими несерьезными действиями и по сути занимается обманом покупателей, то такие «мелочи» только вредят.

Производителям на заметку. Уверен, что всё у нас получится.

Евгений Белкин, главный редактор медиаресурса «Техносфера. Россия»


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ материалы в рубрике «Колонка редактора»:

Технологическая независимость начинается с написания имени продукта

Откуда в новостях о российской науке и технике берутся комментаторы-зомби?

О запретителях как о «вредителях»

Про отрыв от реальности и к чему это приводит

И снова о проблеме выпуска позитивной информации о научно-техническом развитии России

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: