Третий Суперджет полетел, а что с МС-21?

Все СМИ написали про первый полет полностью российской версии регионального лайнера «Суперджет» SJ-100, который успешно прошел 23 апреля 2025 года. «Техносфера. Россия» эту тему оперативно выдала в наших аккаунтах в соцсетях (ТГ и ВК), плюс до полета рассказывала довольно подробно о состоянии работ по данной машине. Тем временем, в апреле 2025 года вокруг другого важного для всей нашей гражданской авиации самолета — среднемагистрального пассажирского МС-21 — снова замелькали разные высказывания «с душком». Как правило, на разных средней величины интернет-порталах, где хватает «диванных экспертов» по авиапрому. Тезисы вбрасываются следующие: «полетит только в 2028 году», «на всех не хватит», «надо брать Боинги, как только санкции снимут» и «ПД-14 решили дорабатывать, всё плохо». Давайте разбираться во всем по порядку.
Начнем с уже набившего оскомину стона «всёпропальщиков», что «сроки сдвигаются». Некоторые поспешили сообщить, что на 2028 год. Какие сроки? Тут наши «эксперты» сами путаются в показаниях. Есть срок начала испытаний, срок завершения всех испытаний, срок начала серийного производства самолетов после испытаний и сроки поставок в авиакомпании (по каждой компании — отдельно).
Начало полетов МС-21 по программе сертификации было запланировано на апрель-май 2025 года — первая машина с новыми двигателями ПД-14, но с неполностью замененным на российское бортовым радиоэлектронным оборудованием. Второй самолет с ПД-14 и уже полностью российским БРЭО — июль 2025 года.
Когда закончатся все испытания? 2026 год. Этот год определен также началом серийного производства уже полностью готового самолета после испытаний. Соответственно, можно и в 2026 году ожидать начало поставок эксплуатантам первых МС-21. В любом случае, 2027 год станет первым годом полноценного серийного производства и поставок. А в 2028-м, который так приглянулся нашим оппонентам, Иркутский авиазавод должен будет очень ритмично выдавать новые машины с конвейера. Завод кстати, к этому активно готовится, оснащаются новые производственные мощности, закупается необходимое оборудование.
Два самолета МС-21 готовят к летным испытаниям, а производство модернизируют
Эта информация не секретная, ее полно в новостных лентах, которые «диванные эксперты» не читают, поэтому и генерируют искаженную информацию в стиле «а когда кончатся испытания, то они еще самолет несколько лет будут запускать в производство, потому что нет у нас производства»… Есть. Кстати, для более резвого старта в Иркутске уже готовы не менее 12 фюзеляжей машин, которые ждут установки двигателей и оборудования после завершения всех испытаний. Так что там «полетит только в 2028 году» у авторов вбросов мы не знаем. По производственной программе МС-21 всё более-менее понятно.
Теперь про «на всех не хватит». Плач на эту тему устроили в апреле 2025 года якобы «Уральские авиалинии», сидящие плотно на продукции европейского концерна Airbus. В парке перевозчика около 50 единиц А319, А320 (в т.ч. A320 Neo), А321 (и A321 Neo). Российские интернет-ресурсы растиражировали такие слова, как утверждалось, представителя авиаперевозчика: У всех российских авиакомпаний есть большая заинтересованность в отечественных самолетах. Но наша промышленность пока еще не приступила к их массовому выпуску. Все российские авиакомпании стоят в очереди за российскими самолетами. На сегодняшний день подано уже порядка 900 заявок на новые машины. На первом месте везде «Аэрофлот». Пока до нас дойдет очередь, даже прогнозов нет, наверное, не скоро… Все зависит от того, сколько наша промышленность сможет выпускать самолетов в год. Если Airbus выпускает в день по одному самолету, то не знаю, сколько сможет наша промышленность. Исходя из реализации планов производства, будем принимать решение. Нашей авиакомпании нужен именно самолет МС-21. Superjet нам не подходит, так как он может проводить в полете лишь 4 часа, а нам по географии надо как минимум 6 часов» (источник цитаты) Интересный поток сознания, к нему присоединяют уже без прямого цитирования якобы тоже слова представителя «Уральских авиалиний», что «если будут сниматься какие-то санкции, то авиакомпания постарается пополнить авиапарк». Но это еще не вся песня. Другие авторы из региональных СМИ решили выяснить, насколько тут всё жареным пахнет и можно ли хайпом поднять рейтинги, но в авиакомпании уже смекнули, что надо фильтровать высказывания своих сотрудников: «Уральские авиалинии» не имеют заключённых контрактов и размещённых заказов на поставку российских самолётов МС-21. К сожалению, представители СМИ не точно интерпретировали слова нашего сотрудника в ответе на вопрос о возможности заказа данного типа воздушных судов» (источник цитаты).
В общем, в сухом остатке в СМИ и негатив в сторону МС-21 прокачали, и про святой для некоторых импорт спели, и потом красиво слились в стиле «я не я, и корова не моя». Причем на сайте «Уральских авиалиний» в разделе НОВОСТИ обо всей этой эротической истории и слова нет. Кто именно, журналисты или офисные работники, выдали всю эту шумиху — непонятно. Наверное, можно дальше этот пункт не разбирать, всё понятно.
Периодически также анонимно выливаемые в интернет-пространство фразы, общий смысл которых сводится к «надо брать Боинги, как только санкции снимут», это вообще клиника. Как правило, это «родная» «пятая колонна» поёт по углам. Отрабатывает деньги, которые в них когда-то вложили из США. Как-то мы уже препарировали работу таких граждан в нашей статье:
Как российское СМИ поливает грязью Ту-214, МС-21 и Суперджет
Кому интересно, почитайте. А мы дошли до последней увлекательной истории в нашем рассказе про то, как «ПД-14 решили дорабатывать, всё плохо». Это типичный случай, о котором в русском народе говорят «Слышал звон, да не знает, где он». Ищущие везде плохое зацепились за следующий факт: На портале госзакупок 9 апреля 2025 года появилась информация о опытно-конструкторской работе «Совершенствование двигательной установки с двигателем ПД-14 для самолета МС-21» (Шифр «Совершенствование ПД-14»). Это не значит, что двигатель плохой или с ним что-то не так. Это рутинный процесс, который сопровождает процесс испытаний любого авиадвигателя. По их итогам всегда нужно увеличить ресурс двигателя, повысить топливную эффективность, уменьшить массу, добиться дополнительного снижения уровня шума, оптимизировать производственные процессы для сокращения трудоёмкости и материалоёмкости изготовления деталей и т.д. и т.п. Работы расписаны на три этапа, самый интересный — третий, на который отводится примерно год — с ноября 2026 года по декабрь 2027 года. Именно на этом этапе будут анализироваться результаты начальной эксплуатации МС-21. То есть в ноябре 2026 года МС-21 можно ждать в эксплуатации у перевозчиков. Что еще подтверждает разговор про сроки в начале нашей длинной статьи.
Собственно, доработка ПД-14 это не создание нового авиадвигателя и не его глубокая модернизация в ПД-14М, поэтому перед нами рабочий момент, который нужен для того, чтобы наши новые силовые агрегаты были эффективными и безопасными при массовом производстве и использовании на самолетах.
Получается, что наши критики и злопыхатели снова тупо накидали грязи на новый российский среднемагистральный самолет. Ну да ладно, нам не привыкать. Итак, на дворе кончается апрель 2025 года, на подходе начало полетов наших МС-21 в Иркутске по программе сертификации. Ждем свежие новости и красивые фото с заводского аэродрома.
На фото вверху: МС-21-310 с двигателями ПД-14. Фото: ОАК
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:
Зачем нужна укороченная версия пассажирского самолета МС-21?
Ил-96 на стероидах: Нужен ли российский аналог самого большого пассажирского самолета?
Есть ли будущее у самолета Ту-214 и можно ли говорить о его конкуренции с МС-21?
МС-21-210 появится после завершения работ по вводу в эксплуатацию МС-21-310