ВКС России получили первую в 2025 году партию бомбардировщиков Су-34М

19 апреля 2025 года Новосибирский авиационный завод имени Чкалова передал ВКС России очередную партию новых боевых самолетов Су-34М. Это первая поставка фронтовых бомбардировщиков в 2025 году, в предыдущем году завод отправил к месту службы всего 6 партий Су-34М (Су-34НВО) — официальных данных о количестве переданных машин не публиковалось.
Согласно различных неподтвержденным предположениям, Су-34М выпускается серийно сейчас на уровне 15-20 машин в год. С 2022 года статистика в официальных СМИ и каналах Минобороны РФ не публикуется. Правда, 19 апреля 2025 года интриги добавил глава ОАК Вадим Бадеха. Он сообщил: «Выпуск одного из самых востребованных самолетов, фронтового бомбардировщика Су-34, за два года увеличился более чем в два раза».
Иностранные источники утверждают, что в составе ВКС на начало 2025 года было около 93 Су-34 базовой версии и «более 30» Су-34М (встречаются цифры в 30, 31 и даже 35) — итого около 125 машин.
Вместе с тем, те же иностранные авторы приводят данные, что всего Су-34 всех версий выпущено около 147 машин (включая около десятка опытных в 1990-х). Вдобавок один из главных источников западной псевдоаналитики «Oryx» уже в июле 2024 года нес лютую дичь про «более 30 потерянных Су-34 с начала СВО». Что не стыкуется, если смотреть цифры по производству и авариям (см.ниже). Потому что врут на Западе очень мощно, и когда мы ссылаемся на их источники, следует это учитывать.
Зато легко можно найти информацию о небоевых потерях. Есть как минимум 3 официально потерянных во время эксплуатации «тридцать четвертых» в 2019-2020 годах, есть данные из российских источников о потерях еще 4 машин во время учебно-тренировочных полетов во время СВО — за пределами зоны боевых действий. Всего 7 самолетов с начала опытного производства в 1990-х годах — именно невосстанавливаемые машины, было несколько поврежденных и успешно возвращённых в строй.
Потери в зоне боевых действий можно оценивать лишь по непроверенным постам в соцсетях авторов, близких к авиационной теме, и они в целом очень скромные для того объема работы, что выполняют наши авиаторы на Су-34. Только не читайте Oryx и ему подобное…
Су-34М идет на смену первому серийному варианту фронтового бомбардировщика. Машина получила новое радиоэлектронное оборудование, значительно расширяющее ее боевые возможности. Самолет находится в серийном производстве с 2021 года. Официально сообщалось о том, что первый контракт на Су-34М (Су-34НВО) предполагает поставку 76 самолетов данной модификации. Этот контракт был заключен в 2020 году и начал выполняться в 2021 году.
На фото: Передача Минобороны России партии новых истребителей-бомбардировщиков Су-34М, апрель 2025 года. Фото: ОАК
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:
Сколько у Российской армии артиллерийских орудий и РСЗО — посчитали за рубежом
Ракеты Р-37М появились на вооружении самолетов Морской авиации ВМФ России
Новые фото серийных Су-57 вызвали споры об их количестве на вооружении
Новых Су-35С прибавилось: ВКС России получили первую партию в 2025 году