Как идет строительство первого российского универсального десантного корабля проекта 23900

На судостроительном заводе «Залив» (Керчь) продолжается строительство первого (головного) универсального десантного корабля (УДК) проекта 23900. Фото строящегося нового УДК «Иван Рогов» с западных спутников и неизвестного морского судна распространил российский специализированный канал bmpd 2 апреля 2025 года. Что известно об этом корабле для ВМФ России?
Начнем с того, что до начала работ в 2020 году на заводе «Залив» на новым «Иваном Роговым» для нашего флота УДК на территории бывшего СССР никогда не строили.
Самые большие советские десантные корабли — БДК проекта 1174 «Носорог» были построены в количестве 3 единиц в 1974-1988 годах. Они имели максимальную длину около 158 метров и полное водоизмещение около 14000 тонн. Корабль мог нести на борту до 50 легких плавающих танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 других военных машин. Также жилые помещения позволяли разместить до 500 десантников. Авиагруппа включала 4 вертолета Ка-29. Для высадки десанта корабль имел выдвижную 32-метровую сходню в носовой части и раздвижные носовые ворота, а также несколько катеров. Бортовое вооружение состояло из одной 76-мм артустановки, 4 шестиствольных 30-мм пушек, палубной версии РСЗО «Град» 40 х 122 мм, а также ЗРК «Оса-М» и ПЗРК. Дальность плавания достигала почти 14000 км. Все три корабля вывели из состава ВМФ в 1990-2000-е годы. Они носили названия «Иван Рогов», «Митрофан Москаленко» и «Александр Николаев».

В российском флоте в 2000-х годах заказали новые БДК проекта 11711 «Иван Грен». Но они еще более компактные. Причем, первые два корабля «Иван Грен» и «Петр Моргунов», вошедшие в состав ВМФ РФ в 2018 и 2020 годах соответственно, — 135-метровые с полным водоизмещением 6600 тонн. А третий и четвертый корабли, строящиеся в Калининграде («Владимир Андреев», «Василий Трушкин») с ориентировочными сроками сдачи флоту в 2027 году, «подросли» до 150 метров и 8000 тонн. Другие характеристики улучшенного проекта (11711М) неоднократно публиковались: дальность чуть более 9000 км, до 40 единиц бронетехники, до 400 десантников, 5 вертолётов Ка-27/Ка-29 или 4 Ка-52К, до 6 десантных катеров «Серна», одна 76-мм артустановка АК-176МА, два российских двухвальных дизель-дизельных агрегата ДДА-12 000 (4 дизеля 16Д49 по 6000 л.с.). Планировалось построить 4 корабля по улучшенному проекту в придачу к 2 имеющимся. Пока строятся два, еще два должны начать в 2025 году.

То, о чем шла речь выше, БДК — большие десантные корабли. А еще есть УДК — универсальные десантные корабли, более мощные и габаритные, обеспечивающие перевозку большего числа техники и десанта, а также обладающие полноценной полетной палубой, за что их иногда называют «десантными вертолетоносцами». Разбирающиеся в военной технике читатели уже догадались, что в России такими кораблями должны были стать 2 УДК проекта «Мистраль», которые заказали во Франции во времена относительной дружбы с Западом в начале 2010-х годов.

Это были два 200-метровых корабля с полным водоизмещением 21300 тонн каждый — «Севастополь» и «Владивосток» с отечественной радиоэлектронной «начинкой», с частями корпусов постройки Балтийского завода (их транспортировали во Францию) и большим количеством западных компонентов, в том числе двигателями. На борту каждого русского «Мистраля» должны были базироваться вертолеты Ка-27/29 и Ка-52К. Но в 2014 году французы отказались передавать первый готовый корабль и разорвали контракт по достройке второго для России. В итоге в 2015 году вернули деньги русским и продали оба корабля в Египет, где они получили на вооружение планировавшиеся для них ударные палубные вертолеты Ка-52К, но уже в экспортном варианте.
И вот теперь мы подошли к проекту 23900. Он появился в результате разрыва контракта по «Мистралям» для ВМФ России. Но появился не сразу. Было много вариантов нового УДК, в том числе более крупные по габаритам. В итоге в 2020 году на заводе «Залив» заложили сразу 2 корабля («Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко») и достаточно в спокойном режиме начали работу над ними — предполагалось сдать ВМФ в 2027-2028 годах. Новые корабли получили 220-метровую полетную палубу (авиагруппа по проекту состоит из боевых и транспортно-десантных вертолетов (до 20 Ка-52К, Ка-27/29/31) и 4 БПЛА). Проектные технические характеристики новых УДК в СМИ публиковались с расхождениями. «Усредненно» это: до 1000 десантников и до 75 единиц боевой техники, 4 десантных катера, российские двигатели и бортовые системы, дальность хода — более 11000 км. Оборону корабля должны были обеспечить установки ЗРАК «Панцирь-М» и 6-ствольные 30-мм пушки. Вполне вероятно, что в связи с опытом, полученным на флоте в ходе специальной военной операции, вооружение будет доработано с учетом необходимости более серьезной антидроновой защиты.

Теперь вернемся в самое начало нашего материала. О строительстве УДК на заводе «Залив» в 2025 году. Оно продолжается, несмотря на СВО. СМИ противника недавно дружно заистерили, узнав об этом. Но нам важно другое: это первые авианесущие корабли океанского типа после долгого перерыва в их строительстве в нашей стране. Готовность «Ивана Рогова», судя по появившимся снимкам (см.ниже), если ничего экстраординарного не произойдет, возможно к 2028 году и позволит начать ходовые испытания первого (головного) корабля проекта 23900.



О втором корабле пока данных нет, хоть он был заложен одновременно с «Роговым». Возникает вопрос о судьбе проекта как такового в нынешних условиях, тем более, что строительство ведется на Черном море, «Рогов» должен уйти на Тихоокеанский флот, а Турция, контролирующая черноморские проливы, его вполне себе пропустит. Другой корабль «Митрофан Москаленко» планировалось использовать на Черноморском флоте.
В заключение отметим, что в июне 2024 года ТАСС сообщал, что «Рогов» выйдет на ходовые испытания в конце 2027 года, а «корабль будет сдан заказчику осенью 2028 года».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:
Россия готовит к передаче ВМС Индии второй фрегат с последними украинскими газотурбинными агрегатами
Шасси пусковой установки БРСД Орешник проходит испытания в Белоруссии?
Второй российский боевой ледокол для Северного флота спущен на воду для достройки
Почти в 4 раза дальше Орешника: Самая большая МБР России РС-28 Сармат и ее боевые возможности