Когда новый двигатель ВК-800СМ заменит иностранный на самолете ЛМС-901 Байкал ?

Как уже писала «Техносфера. Россия» работы по авиадвигателю ВК-800СМ в нашей стране развиваются, и вот в  марте 2025 года появилась наконец-то информация о том, когда легкий пассажирский самолет ЛМС-901 «Байкал» получит этот двигатель. Данные размещены на госпортале «ЕИС Закупки«. Разбираем подробности в нашем материале.

Итак, согласно данным о новой конкурсной закупке работ по установке ВК-800СМ на «Байкал», до марта 2025 года в рамках государственного контракта «Выполнение опытно-конструкторской работы в целях разработки отечественного двигателя и воздушного винта для легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий» от 26.09.2022 («ЛМС-4») изготовлены 3 опытных образца отечественного двигателя ВК-800СМ и пять опытных образцов воздушного винта АВ-901 для самолета ЛМС-901, проведены предварительные испытания двигателя ВК-800СМ и воздушного винта АВ-901. По их итогам комплектам РКД на двигатель ВК-800СМ и воздушный винт АВ-901 присвоена литера «О». 

Обратим внимание, что речь идет только о «Байкале» (ЛМС-901″), о работах по установке ВК-800СМ на учебно-тренировочный самолет УТС-800 в этом документе речи не идет, но это не значит, что таковые не проводятся или не планируются. Просто вполне возможно, что по самолету для военных в открытый доступ ничего не выкладывается. Тем более, после 2022 года.

Далее в документе на госпортале «ЕИС Закупки» говорится, что «в целях завершения разработки лёгкого многоцелевого самолёта необходимо проведение ОКР, в рамках которой будут проведены доработка и оснащение самолета ЛМС-901 маршевой силовой установкой с двигателем ВК-800СМ и воздушным винтом АВ-901». То есть именно в марте 2025 года государство в лице Минпромторга РФ заказывает работы по установке ВК-800СМ на «Байкал» и ставит сроки в рамках данного заказа. Какие это сроки и что нужно сделать?

Во-первых, изготовить/доработать испытательные стенды для тестирования двигателей. Во-вторых, собрать еще один ВК-800СМ для испытаний. В-третьих, доработать рабочую конструкторскую документацию. Также предлагается сделать пятый опытный образец «Байкала» непосредственно под ВК-800СМ. Это всё в течение буквально 8-9 месяцев со сроком сдачи работ до конца 2025 года. Далее 2026-2027 годы отводятся на различные сертификационные испытания и необходимые доработки по их итогам. Заказчик хочет получить (подтвердить) в итоге следующие характеристики ЛМС-901 «Байкал»:

Летные характеристики (условия ISA, MTOW):
Крейсерская скорость полета, км/ч 250
Максимальная эксплуатационная высота полета, м 3000
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 1500 кг (АНЗ=45 мин), км 745
Дальность полета с полезной нагрузкой 810 кг (АНЗ=45 мин), км 1520
Взлетно-посадочные характеристики (условия ISA)
Класс аэродрома Е с ограничениями, Д и выше
Дистанция разбега (MTOW), м 380
Дистанция пробега (MLW), м 275
Макс. скорость встречного ветра над ВПП, м: 18
Макс. скорость бокового ветра над ВПП (под углом 90° к ВПП), м: 6
Макс. скорость попутного ветра над ВПП, м: 3

В общем, пока распространённая в феврале 2025 года московскими прозападными изданиями информация о якобы очень серьезных проблемах с «Байкалом» выглядит как-то странно. Запланированы плановые работы по его превращению в полностью российскую машину. Как и ожидалось, двигатель ВК-800СМ доводят до нужного состояния, потом начнутся испытания фактически нового легкого гражданского самолета. Также мы видим, что государство наконец-то перестает ставить перед разработчиками нереально сжатые сроки: 2025-2027 годы вполне достаточны для работы над российским ЛМС-901. Главное, чтобы исполнители выдержали необходимые темпы выполнения стоящей задачи.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы о российском двигателестроении:

В России разворачивают выпуск промышленных ГТД на базе двигателя для Ту-160

На чем испытывают самый мощный российский авиадвигатель с рекордной тягой 35 тонн?

В России создан полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя ПД-14

В России ведется разработка семейства гибридных и электрических авиадвигателей

Как авиадвигатель НК-93 оказался ненужным

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: