Сколько в России стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160?

Начнем с того, что стратегических бомбардировщиков в России в 2025 году два типа — сверхзвуковой Ту-160 в двух модификациях и дозвуковой Ту-95МС — также в двух модификациях. Еще один тип — Ту-22М3 не относится официально к стратегическим машинам, он считается дальним бомбардировщиком, но при желании на него может быть установлена топливозаправочная штанга, и он сможет нанести удары ракетами по территории США или базам врага на больших дистанциях. Теперь перейдем к «стратегам» Ту-95 и Ту-160.

Ту-95, несмотря на то, что его история начинается еще во времена Сталина (разработка стартовала в 1951 году), не является настолько древней машиной как любят говорить «диванные эксперты». Дело в том, что первые варианты Ту-95 1950-х годов и последние его модификации конца 1980-х годов это достаточно отличающиеся между собой самолеты. Да, одна удачная база, на которой построен бомбардировщик, но эволюция налицо:

Самый первый серийный вариант Ту-95 (серия из 30 машин, 1954-1957 годы): 4 турбовинтовых двигателя ТВ-12 (НК-12) х 12000 л.с., максимальная взлетная масса — около 172 тонн, максимальная скорость — 890 км/ч (крейсерская — 750 км/ч), практическая дальность — около 12000 км, вооружение: оборонительное — 3 сдвоенные 23-мм пушки АМ-23, основное — только авиабомбы (стандартное — 5 тонн, максимальное — 12 тонн). Экипаж — 9 человек.

Самый последний строившийся вариант Ту-95МС (серийное производство с 1981 по 1992 годы, всего 88 машин): 4 турбовинтовых двигателя НК-12МП х 15000 л.с., максимальная взлетная масса — около 185 тонн, максимальная скорость — 830 км/ч (крейсерская — 700 км/ч), практическая дальность — около 10500 км, вооружение: оборонительное — 1 сдвоенная 23-мм пушка ГШ-23, основное — крылатые ракеты большой дальности (стандартная масса вооружения — 9 тонны, максимальная — 20 тонн). Экипаж — 7 человек. Главное отличие самолетов серии МС — наличие внутрифюзеляжной многопозиционной пусковой установки барабанного типа с 6 дальними ракетами и дополнительных подкрыльевых узлов подвески — бомбы уступили место высокоточным ракетам. Разумеется, все бортовое радиоэлектронное оборудование Ту-95МС полностью отличается от самолетов, которые были в 1950-х годах.

Обратим внимание, что между первой Ту-95 и последней Ту-95МС было несколько модификаций самолета, которые давно сняты с вооружения: Ту-95А, Ту-95К, Ту-95КМ, Ту-95М, Ту-95РЦ. Также на платформе Ту-95 были созданы самолет ДРЛО Ту-126, пассажирский Ту-114 и дальний противолодочный самолет Ту-142 — модернизированные варианты последнего еще состоят на вооружении (около 24 машин) в авиации ВМФ России. 

Вернемся к Ту-95МС. Как уже говорилось выше, серийное производство данной версии было завершено в 1992 году. При этом самолеты с индексом МС существовали в двух модификациях — Ту-95МС-6 (31 единица) и Ту-95МС-16 (57 единиц). Отличия между ними заключались в количестве ракет, которые мог взять на борт самолет — соответственно 6 и 16. Также МС-16 имел некоторые отличия в бортовом оборудовании. Американцы, когда начались большие политические игры и Горбачев с Ельциным ломали страну, попросили, чтобы все самолеты были вооружены по типу МС-6. С тех пор прошло много лет. В конце 2024 года по разным данным у наших военных оставалось около 60 самолетов Ту-95МС.

В 2000-х стало понятно, что парк Ту-95МС не вечен, но пока замена его не близко (про новый дозвуковой бомбардировщик под шифром «ПАК ДА» мы писали — см. наш материал 2023 года: https://tehnoomsk.ru/archives/7417 + добавим, что сроки выкатки первого образца это пока примерно 2025-2026 годы). То есть Ту-95МС будут эксплуатировать, а значит необходима его доработка с учетом добавляющихся требований. Этой доработкой является вариант модернизации Ту-95МСМ, в который переделывают не менее 35 машин Ту-95МС-16. Что это такое?

Ту-95МСМ позволяет продлить жизнь парку Ту-95МС ВКС России до начала 2040-х годов. При переоборудовании на самолет ставят модернизированные двигатели НК-12МПМ — это НК-12МП, которые подвергаются доработке для увеличения в 4 раза ресурса. К ним также добавляются новые винты АВ-60Т, снижающие уровень шума в 2 раза (Ту-95 известен как очень шумный самолет). Также заменяется бортовое оборудование, и главное, устанавливаются системы управления вооружением, позволяющие использовать все современные ракеты «воздух-земля» большой дальности (в том числе Х-101/Х-102 и Х-БД — см. наш материал: https://tehnoomsk.ru/archives/9513).

С 2022 года российские Ту-95МС и Ту-95МСМ активно используются в ходе специальной военной операции, нанося болезненные ракетные удары по целям в любой части бывшей Украины, в том числе модернизированными ракетами Х-101 (см. наш материал — https://tehnoomsk.ru/archives/12112). Из почти шести десятков «девяносто пятых» для таких задач привлекаются единичные машины, которые вместе с Ту-22М3, не входя в воздушное пространство противника, успешно справляются с возложенными на них задачами.

Теперь про Ту-160. Собственно мы недавно рассказывали про то, как идут дела с производством полностью новых самолетов («Ту-160М2») — см. наш материал: https://tehnoomsk.ru/archives/15738. Иностранный справочник The Military Balance 2024 по состоянию на начало 2024 года высказывал предположения, что наши военные располагают 16 боеспособными Ту-160, причем сразу трех модификаций: 6 «частично модернизированных» Ту-160, 7 «глубоко модернизированных» Ту-160М и 3 «полностью новых» Ту-160М2. Ряд других источников из США и ЕС говорит о том, что ВКС России располагают 18 машинами разных лет производства/модернизации и 3 Ту-160М2, то есть суммарно 21 самолетом, и еще 4 единицы будут сданы в 2025 году. В любом случае почти 20 Ту-160 это неплохо, плюс производство возобновлено. В 2024 году было объявлено, что военные рассчитывают получить 10 заказанных новых Ту-160М2 до 2027 года включительно.

Таким образом, сегодня не имея официальных данных, но оперируя свежими иностранными предположениями и отечественными публикациями до 2022 года, можно сделать вывод, что в России на начало 2025 года есть около 60 Ту-95МС/МСМ и около 20 Ту-160М/М2. То есть порядка 80 стратегических бомбардировщиков. Не считая дальние Ту-22М3, которые модернизируют до версии М3М (см. наш материал про них — https://tehnoomsk.ru/archives/16025).

Использованы фото с официального сайта ОАО Туполев


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:

Это не ПАК ДА, а Т-4МС из 1970-х годов!

4 стратегических бомбардировщика Ту-160 пополнят состав ВКС России

Российская крылатая ракета Х-101 получила новую боевую часть?

Российская крылатая ракета Х-БД принята на вооружение

В тени Ту-160: Дальний бомбардировщик Ту-22М3 и его боевые возможности

В России рассекретили плазменную пушку для ракеты 3М25

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: