Какие авианосцы строили в нашей стране и нужны ли России такие корабли?

В 2025 году на вооружении ВМФ России имеется один авианосец (а точнее — тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5) с длинным именем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». С 2018 года огромный корабль с 306-метровой полетной палубой, официально введенный в строй еще в 1991 году, находится в серьезном ремонте, завершение которого ожидается в 2025 году. Разговоры о какой-либо замене единственного авианосца звучат каждый год, но конкретики нет. Почему «Кузнецов» у нас всего один, и почему начало строительства новых авианесущих кораблей подобного формата для России не является одним из приоритетов в развитии нашего флота? Попробуем разобраться в деталях этой истории.

Авианосец, как убеждали в позднем СССР граждан специалисты по идеологии, это оружие империалистической агрессии. Дальше в комплекте всегда шли изображения американских авианосцев с палубами, полными боевых самолетов. Ну и понятно, что мы были «за мир во всём мире», поэтому вроде как нам такое не нужно. Пропаганда, конечно, играла своеобразную роль в обработке голов своего же населения. Вместо понимания, что мы ничем от США не отличаемся в плане амбиций и крутизны вооружений, обывателя тупо изолировали от информации о своих достижениях и серьезных разработках в СССР. Глупая секретность приводила к тому, что советские люди узнавали о том, что у нас создаются новые военные корабли, боевые самолеты и другое вооружение из заграничных источников, в которых печатали вполне себе близкие к реальным характеристики и настоящие спутниковые снимки. Поэтому когда при Горбачеве после 1988 года «внезапно» в наши СМИ стали проникать хоть какие-то факты о работе ВПК, обнаружилось, что фактически авианосцы есть и у нас. Но, как в бородатом анекдоте, был один нюанс.

Военно-морской флот в Советском Союзе хотел иметь свои авианосцы. Но каждый раз мешали какие-то факторы, не будем их разбирать, написано давно и много обо всех несостоявшихся проектах 1930-1950-х годов. Только в 1960-х у нас появились авианесущие корабли, но это были 189-метровые вертолетоносцы с вооружением крейсеров (Противолодочные крейсера проекта 1123 «Кондор») — «Москва» (1967 год) и «Ленинград» (1968 год). На первенцах базировались противолодочные вертолеты типа Ка-25 (всего 14 машин). Как раз со времени проекта 1123 и началась эпопея по строительству «авианесущих крейсеров», когда на борту корабля устанавливалось вооружение крейсера, а авиагруппа изначально являлась его дополнением.

Советский крейсер проекта 1123 — вертолетоносец 1960-х годов, историческое фото.

Очередной виток технического прогресса как раз в 1960-х годах привел к появлению реактивных боевых самолетов вертикального взлета и посадки. Это направление очень заинтересовало наших военных. Возможности авиагруппы росли, а размеры корабля не нужно было наращивать до размеров уже появившегося первого атомного американского «плавающего аэродрома» «Энтерпрайз» (USS Enterprise, CVN-65) с 342-метровой палубой, паровыми катапультами и атомным реактором. Но габариты палубы крейсера проекта 1123 не позволяли особо разгуляться, и уже заложенный третий однотипный корабль «Киев» строить прекратили, а это имя присвоили уже другому, более крупному, авианесущему крейсеру нового проекта 1143 «Кречет». В итоге уложились в 273 метра длины, без атомного реактора — с котло-турбинной силовой установкой суммарной мощностью 180000 л.с., подпалубным ангаром с двумя самолетоподъемниками и полетной палубой, которая не полностью покрывала корабль (в носовой части были размещены пусковые установки противокорабельных и зенитных ракет). Получился достаточно интересный корабль, который мог утопить вражескую авианесущую группировку своим ракетным вооружением, искать и уничтожать подлодки врага, и даже наносить удары по прибрежной зоне с помощью своих «вертикалок» Як-38. Но как раз эти самые Як-38 и стали причиной дальнейшего развития темы авианесущих кораблей в сторону полноценных авианосцев.

Про первый вертикально приземлившийся самолет на первом советском авианосце

Дело в том, что боевые возможности боевого самолета вертикального взлета и посадки Як-38 не позволяли вести полноценный воздушный бой или нормально работать по морским целям, — у машины не было радиолокатора. Это не помешало начать серийное производство и использовать самолет как штурмовик. Всего было построено около 230 Як-38 разных модификаций в 1974-1989 годах. В середине 1980-х должен был появиться Як-39 — долгожданная версия машины с РЛС, но тут история снова совершила вираж. Какой — чуть позже.

Авианесущие крейсера проекта 1143 строили, причем постепенно что-то дорабатывая и добавляя в их состав вооружения. Так в советском ВМФ появились: «Киев» (проект 1143, ввод в строй — 1975 год), «Минск» (проект 1143.2, ввод в строй — 1978 год), «Новороссийск» (проект 1143М или 1143.3, ввод в строй — 1982 год) и «Баку» (проект 1143.4, ввод в строй — 1987 год). Таким образом, к 1987 году ВМФ СССР располагал 2 вертолетоносцами и 4 «легкими авианосцами» (по западной терминологии).

Авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Баку», справа вверху — штурмовик Як-38, фото 1987 года.

На борту четырых крейсеров проекта 1143 базировались смешанные авиагруппы из штурмовиков Як-38М и вертолетов Ка-25/Ка-27, дополненные ракетным ударным вооружением (имелись также ЗРК и артиллерийские системы):

  • «Киев» нес 12 самолетов и 12 вертолетов, плюс 8 пусковых установок сверхзвуковых протикорабельных ракет П-500 «Базальт» (16 ракет);
  • «Минск» — 16 самолетов и 18 вертолетов, 8 пусковых установок ПКР П-500 «Базальт» (16 ракет);
  • «Новороссийск» — 18 самолетов и 18 вертолетов, 8 пусковых установок ПКР П-500 «Базальт» (16 ракет);
  • «Баку» — 20 самолетов, 16 вертолетов (или до 36 самолетов), количество ПУ ПКР «Базальт» увеличили до 12 единиц.

Именно «Баку» должен был первым принять боевые самолеты вертикального взлета и посадки нового поколения — Як-41 (Як-141), которые в 1980-х годах стали настоящим технологическим прорывом не только для советского авиастроения. Это был полноценный сверхзвуковой самолет с РЛС с харакетристиками, сопоставимыми с современными истребителями, при этом способный взлетать вертикально или по укороченной схеме. С 1991 года Як-41 должен был начать поступать на вооружение наших авианесущих кораблей…

Вспоминаем Як-141: Еще один отечественный самолет, обогнавший время

На этом фоне, как уже говорилось выше, советские военные приняли все-таки решение о строительстве полноценных авианосцев, которые «для отвода глаз» именовали «тяжелыми авианесущими крейсерами» (ТАВКР). В советском городе Николаев были заложены три корабля со значительно возросшими характеристиками — в 1981, 1985 и 1988 годах. Причем каждый из них снова должен был стать лучше предыдущего. Это были ТАВКР: проекта 1143.5 «Тбилиси», проекта 1143.6 «Рига» и проекта 1143.7 «Ульяновск». «По традиции» решено было оставить на них ракетное ударное вооружение («крейсер»).

Спуск на воду на заводе в советском Николаеве ТАВКР «Леонид Брежнев» (будущий «Кузнецов»), декабрь 1985 года

«Тбилиси» во время строительства успел побывать «Леонидом Брежневым», а в 1991 году стал нынешним «Адмиралом Кузнецовым». Длина полетной палубы — 306 метров, водоизмещение — до 60000 тонн, авиагруппа по проекту должна была состоять из 26 боевых самолетов МиГ-29К и Су-27К (Су-33) и 24 вертолетов разного назначения Ка-27/Ка-29/Ка-31. Ударное ракетное вооружение составили 12 пусковых установок 4К-80 тяжёлых ракет П-700 «Гранит». В 1991 году его удалось спасти от неадекватных действий властей ставшей «независимой» Украины, переведя на наш Северный флот, где он базировался и нёс службу в дальнейшем.

Полетная палуба авианосца проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов», фото 1990-х годов

Строившаяся «Рига» в 1990 году была переименована в «Варяг». В 1992 году строительство корабля, отличавшегося от «Кузнецова» более совершенным радилокационным оборудованием, было прекращено на стадии готовности около 70%. Власти «независимой» Украины в 1993 году добились от проамериканского режима Ельцина в России официального отказа от претензий на авианосец и приступили к его попыткам продажи зарубеж. В 1998 году «Варяг» продали и отбукскировали в Китай, где на его достройку и ввод в строй были потрачены 7 лет — с 2005 по 2012 год, не считая большой подготовительной работы.

«Рига» (слева) и «Тбилиси» (справа) на заводе в Николаеве, историческое фото второй половины 1980-х годов.
Историческое фото: в таком состоянии китайцам удалось выкупить недостроенный авианосец проекта 1143.6 «Варяг» («Рига») у киевского режима в 1998 году.

Китайцы, разумеется, внесли большие изменения в состав вооружения и бортового оборудования. Под названием «Ляонин» бывший второй полноценный авианосец для ВМФ СССР сегодня несет службу в ВМФ КНР, став базовым образцом для строительства новых аналогичных кораблей.

Последний авианосец из «большой тройки» 1980-х — «Ульяновск» — имел радикальное отличие от всего, что было построено ранее: он должен был стать атомным. Первый отечественный авианосец с ядерной силовой установкой должен был войти в строй в 1995 году. Размеры его были больше, чем у предшественников: длина полетной палубы — 324 метра, водоизмещение до 80000 тонн. Авиагруппа должна была включать до 60 Су-27К (Су-33), 4 самолета дальнего радиолокационного обнаружения Як-44 (впервые в истории ВМФ) и 4 вертолета Ка-27. Не обошлось и без противокорабельных ракет — всё те же 12 ПУ ПКР П-700 «Гранит». На борту должно было служить около 3800 человек.

Схема авианосца проекта 1143.7 «Ульяновск» с атомной силовой установкой. Авторство: К.Е.Сергеев. источник:  https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18503160

В общем, к середине 1990-х в СССР получили бы наконец-то первый современный атомный авианосец с полнофункциональной авиагруппой и бонусом из ракет. Но в 1992 году в Николаеве уже хозяйничали «независимые украинцы», и будущий самый большой боеовой корабль советского флота на стадии готовности 20% в скоростном режиме разобрали на металл. Под бравурные апплодисменты США и стран НАТО.

После разгрома СССР либеральный проамериканский режим Ельцина в скоростном режиме избавился от авианесущих кораблей проектов 1123 и 1143 — в 1990-х годах были спешно разделаны на металл «Москва», «Ленинград», «Киев» и «Новороссийск». «Минск» купили китайцы и устроили на нем достаточно своеобразный музей. «Баку» был вначале переименован в «Адмирал Горшков», затем его попытались продать индусам, но всё очень затянулось, и корабль серьезно перепроектировали и перестроили в 1999-2013 годах как полноценный авианосец с авиагруппой из 20 МиГ-29К и 10 вертолетов Ка-27 (Ка-28) и Ка-31. В этом виде его ввели в строй ВМФ Индии под именем «Викрамадитья», где он служит и поныне.

В составе ВМФ России, таким образом, оказался только один авианосец — ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он базируется на Северном флоте и в итоге несет авиагруппу, отличающуся от запланированной по проекту. Согласно информации 2016 года, на борту «Кузнецова» были размещены 23 новых МиГ-29К постройки 2010-х годов и предполагалось довести их максимальное количество до 36 машин, а имеющиеся 18 Су-33 (Су-27К) оставить в запасе. Также возможно размещение вместо 17 вертолетов Ка-27 полутора десятков ударных вертолетов Ка-52К (палубная версия армейского «Аллигатора»), но пока этого в реальности не было.

Истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ на палубе «Кузнецова», 2016 год, фото: https://bmpd.livejournal.com/2090068.html

Как уже говорилось выше, единственный российский авианосец поставили на долгосрочный ремонт с модернизацией в 2018 году. В российских СМИ озвучивались данные, что в ходе модернизации с «Кузнецова» уберут противокорабельные ракеты П-700, а состав оборонительного вооружения для обороны от БПЛА усилят зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-М». Перечень работ на корабле по его модернизации достаточно большой, но в декабре 2024 года в российских и зарубежных источниках прозвучали неподтвержденные сведения о том, что в Минобороны России ставят под вопрос эффективность огромных затрат на такой корабль и его актуальность для флота.

В реалиях 2025 года действительно к наличию такого огромного и уникального во всём боевого корабля в составе флота возникают вопросы. Во-первых, нет никакой замены — встал авианосец на плановый ремонт, его функции аналогичный корабль не дублирует. Во-вторых, для чего нужен единственный, достаточно скромный в сравнении с теми же американскими, авианосец, а вернее, какой функционал он выполняет сегодня? В-третьих, «Кузнецов» не вечен, и у него должен быть сменщик/сменщики нового поколения. И вот здесь у нас начинается тёмный лес. Проектов нового авианосца для ВМФ РФ за последние 10-15 лет нарисовано много, красивых макетов для выставок — тоже, но конкретики нет. Да и наземная структура для базирования таких кораблей нужна очень серьезная.

Красивый, но пока не реальный проект авианосца 23000 «Шторм» в виде выставочного макета, фото 2015 года

Проблем в понимании будущего авианосных кораблей в нашем флоте добавили и метания по теме УДК — универсального десантного корабля, фактически еще одной ветки развития авианосцев («десантный авианосец»). Это огромные корабли с полетной палубой, позволяющей при необходимости использовать не только вертолеты, но и самолеты (внимание!) вертикального взлета и посадки. Опять Як-41, вернее его потенциальный сменщик, всплывает. Но там только проекты.

А вот в реальности — в начале 2010-х годов Россия заказала во Франции два 200-метровых УДК проекта «Мистраль» — «Севастополь» и «Владивосток». Но в 2014 году французы отказались передавать первый готовый корабль и разорвали контракт по достройке второго для России. В итоге в 2015 году вернули деньги русским и продали оба корабля в Египет, где они получили на вооружение планировавшиеся для них ударные палубные вертолеты Ка-52К, но уже в экспортном варианте.

УДК типа «Мистраль» для ВМФ РФ — «Владивосток» — на верфи во Франции, 2014 год

Аналогом «Мистраля» был выбран российский проект УДК 23900 с 220-метровой полетной палубой. Авиагруппа по проекту представлена на нем боевыми и транспортно-десантными вертолетами (до 20 Ка-52К, Ка-27/29/31) и 4 БПЛА. В 2020 году строительство двух авианесущих десантных кораблей было начато на заводе в Керчи, но его сроки завершения непонятны (изначально планировались 2028-2029 годы, но возможно, что это будут 2030-2032 годы). Строительство УДК проекта 23900 позволяет вернуть опыт постройки больших авианесущих кораблей, но приоритетность этой программы в 2025 году находится также под большим вопросом.

Внешний вид УДК проекта 23900, макет, фото 2022 года. Источник: https://bmpd.livejournal.com/4572075.html

Итак, мы подошли к финалу нашего рассказа об отечественных авианесущих кораблях. В России пока нет стратегического видения самой темы авианосцев, ведь это очень долгосрочные и дорогостоящие проекты, требующие огромных вложений, с непонятной эффективностью. Чтобы понимать, для чего нам нужны такие корабли, надо запустить многолетние программы, прекратить метания и идти по намеченному пути. Но сами по себе авианосцы без прикрытия других мощных кораблей надводного флота становятся большими мишенями для противника. Отсюда комплексное развитие ВМФ России должно строиться с чётким пониманием, будут ли у нас сформированы авианосные ударные группы из таких кораблей, каким будет их состав, где будут построены нормальные базы для размещения и обслуживания новых единиц и т.п. Здесь мы не беремся говорить за тех, кто этим занимается в стране. Поэтому чёткого ответа на вопрос «Нужны ли авианосцы России?» дать пока нельзя. Он должен быть сформирован как раз в рамках стратегии развития нашего флота.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:

Атомный крейсер проекта 14442М выводят на испытания после многолетней модернизации

Вьетнамский трофей: Как новый американский истребитель в СССР испытывали и что из этого вышло

Первый в мире цифровой космический корабль был создан в нашей стране

Как авиадвигатель НК-93 оказался ненужным

Немирный атом: История про первый атомный крейсер СССР

 

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: