Какие серийные модификации танка Т-80 существуют и есть ли будущее у танков с ГТД?

Основной боевой танк Т-80 продолжает оставаться одной из главных машин на поле боя специальной военной операции и активно используется в Российской армии. С момента появления первого «объекта 219», как его именовали при разработке в 1970-х годах в Ленинграде (Санкт-Петербурге), прошло уже более пяти десятилетий, а летом 2025 года мы отметим 49 лет с момента принятия на вооружение Т-80 и начала его серийного производства первой версии на Кировском заводе в 1976 году. Несмотря на неуклюжие попытки списать «восьмидесятку» в 2000-х годах под предлогом якобы ненужности танка с газотурбинным двигателем в армии, ее триумфальное возвращение в строй в 2020-х стало вполне логичным. Итак, у нас есть отличный отечественный танк с ГТД. Давайте вкратце разберем его историю производства и перспективы.

Так уж получилось, что в СССР танкостроение в 1960-1970-х годах превратилось в битву конкурирующих конструкторских бюро из Ленинграда, Харькова и Нижнего Тагила. Омск появится в истории немного позже, но его роль в поздней судьбе Т-80 весьма значительная. Но пойдем по порядку.

Харьковские танкостроители при создании Т-64 не смогли выдать сразу качественный результат. Военных сырая машина не устроила, пошли постоянные доработки, и на свет появился нижнетагильский Т-72. Удачный по многим параметрам Т-72 был дизельным, в итоге и Т-64 стал выпускаться с дизелем, но в начале 1960-х годов в Харькове успели создать несколько опытных вариантов своего танка и с газотурбинными двигателями (ГТД). А в конце 1960-х в Ленинграде (КБ «Спецмаш») уже разрабатывали свой «объект 219» с ГТД. Причем выбран был мощный газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный в НПО имени Климова (сегодня — «ОДК-Климов»).

Один из первых серийных танков Т-80. 

В начале разработки будущий Т-80 очень сильно походил на Т-64, но затем пошли серьезные изменения и в ходовой части, и в конструкции башни. Интересно, что опытные партии машин, которые под обозначениями «объект 219 сп 1» и «объект 219 сп 2» были собраны на Кировском заводе в 1970-х годах, состояли из 31 и 127 машин соответственно. Сегодня это назвали бы уже «серийным производством», но тогда размах был очень большой, а военным нужны были тысячи танков. Да и новые решения требовали серьезной обкатки и доработок.


Небольшое лирическое отступление. Харьковским танкостроителям очень не понравилось, что ленинградский Т-80 из модификации их Т-64 превратился во что-то большее. Поэтому в сфере тогдашнего танкопрома хватало интриг, бесконечных инициативных разработок со стороны всех заводов и подковерной борьбы. Сегодня это можно прочитать из разных воспоминаний и очерков историков, но тогда появление «нового танка Т-80» только усилило эту негласную конкуренцию. Наличие конкуренции между несколькими командами разработчиков в рамках единой госсистемы советского ВПК, конечно, ускоряло развитие, но могло стать и тормозом каких-то прогрессивных идей, потому что заказчик в лице Минобороны мог выбрать то, что нравилось военным, а не инженерам.


Самая первая серийная модификация Т-80 образца 1976 года имела массу 42 тонны, 3 человека экипажа, 125-мм пушку 2А46-1 с автоматом заряжания (боекомплект 40 выстрелов). 1000-сильный ГТД-1000Т (1000 л.с.) разгонял танк до 70 км/ч, а запаса хода хватало на 500 км. Давление танка на грунт составляло 0,83 кг/см². По имеющимся в открытых источниках данным было выпущено не более 100 машин в этой версии.

Уже в 1978 году появился Т-80Б («объект 219Р»). Его главным отличием было включение в боекомплект противотанковых управляемых ракет (ПТУР) 9К112-1 «Кобра» (дальность стрельбы до 4 км, бронепробиваемость около 600-700 мм), запускаемых из ствола 125-мм пушки 2А46-2. Был установлен новый комплекс управления вооружением и система управления огнем. Масса танка выросла на 0,5 тонны, но увеличили мощности и ГТД-1000ТФ («Ф» = «форсированный») до 1100 л.с. На характеристиках в части скорости и дальности хода все это особо не отразилось. Т-80Б пошел в войска и до 1984 года было произведено в Ленинграде и Омске 1606 машин этой версии.

Т-80Б среди экспонатов музея в Туле, фото 2020-х годов

Работы по дальнейшему развитию «восьмидестяки» шли постоянно. В 1984 году на Омсктрансмаше запустили в мелкосерийное производство командирский танк Т-80БК («объект 630»). Эта модификация получила другой комплекс связи. Отличался этот вариант от танка Т-80Б установкой средств связи нового поколения с огромной антенной и дополнительным генератором мощностью 1 кВт. До 1990 года собрали около 256 Т-80БК.

В 1985 году в серию пошел Т-80БВ («объект 219РВ»). Его произвели около 4000 единиц (по другим данным 3800) в Омске и Ленинграде. Масса модификации подросла до 43,7 тонны (по другим данным – чуть более 44 тонн). Добавился комплекс динамической защиты «Контакт-1» плюс появился другой комплекс ракетного вооружения с ПТУР 9К119 «Рефлекс» (дальность стрельбы до 5 км, бронепробиваемость около 900 мм).

Т-80БВ на выставке военной техники в Лужниках 9 мая 2010, фото: Vitaly V. Kuzmin. http://vitalykuzmin.net/?q=node/297

Параллельно завершились работы по модификации Т-80У («объект 219АС»). В этом процессе снова отметился Харьковский завод, где в 1983-1985 годах выпустили опытную партию машин новой версии. Дальнейшее производство Т-80У вели уже Ленинград и Омск – фактически до развала советского военно-промышленного комплекса в 1991-1992 годах. В варианте с литерой «У» танк получил новую башню, комплекс динамической защиты «Контакт-5». Первоначально на потяжелевший до 46 тонн Т-80У ставили все тот же 1100-сильный ГТД-1000ТФ, но уже в 1990 году в серию пошли машины с 1250-сильным ГТД-1250 и новой версией комплекса управления ракетным вооружением 9К119М «Инвар». Кстати, именно с ГТД-1250 машина стала звездой многочисленных выставок в 1990-х годах и получила прозвище «летающий танк». Главный «минус» Т-80У – их не успели выпустить в большом количестве, да еще и при Ельцине начали продавать разным иностранным покупателям. Сегодня трудно поверить, но проамериканский режим «первого президента России» в 1990-х годах умудрился бесплатно поставить наши новейшие Т-80У в счет каких-то мифических долгов СССР в Южную Корею (43 машины, по другим данным — 80) и на греческую часть Кипра (41 машина). Всего же было выпущено не более 500 Т-80У, если верить существующим данным в открытых источниках. Производство в Омске прекратилось в районе 1996-1997 годов, в Ленинграде еще раньше – до 1992 года. Но вернемся в последние годы СССР.

Выпущенные на омском танковом заводе Т-80У на вооружении армии Кипра (греческая часть острова), фото 2000-х годов.

В районе 1985-1987 годов из Харькова подтянулась еще одна версия Т-80, получившая обозначение Т-80УД («объект 478Б»). Это был Т-80У с дизельным двигателем от Т-64 мощностью 1000 лошадиных сил, и его советские военные тоже приняли на вооружение. Зачем? Сегодня уже трудно объяснить, почему кому-то позарез был нужен дизельный вариант танка, созданного с ГТД. Но упорство и лоббирование харьковского завода свое дело сделали – до 1991 года включительно было выпущено по разным данным 700-800 Т-80УД. На объявившей о своей «независимости» Украине после 1991 года Т-80УД быстро переименовали в Т-84 «Оплот» и начали активно двигать его на экспорт. Купили только Пакистан и Таиланд (во втором случае – в 2010-х годах версия «Оплот-Т», около 40-49 единиц). Про пакистанский контракт можно фильм снимать: в 1996 году там решили взять 320 новых Т-80УД, то есть их должен был выпустить для них специально завод в Харькове. Новых выпустили всего полтора десятка, потом Россия, в которой выпускали пушки 2А46, отказалась поставлять их для пакистанского контракта (Пакистан постоянно воюет и конфликтует с Индией, а Индия в 1990-х для нас была очень важным покупателем нашего оружия). В итоге украинская сторона взяла танки из числа ранее выпущенных машин Т-80УД, оказавшихся у нее на складах после 1991 года. Контракт выполнили к 2000 году. Для поддержки проданной техники использовались уже украинские комплектующие, об их качестве отзывы не самые лестные. Но после 2022 года украинский завод в Харькове приказал долго жить, и сегодня об этих «временах славы» там могут только вспоминать.

Т-80УД на вооружении армии Пакистана, конец 1990-х годов

Перед тем как Т-80 вернулся в России практически из небытия было время, когда весь парк машин стали активно готовить к утилизации, а заводы закрывать. После 1991 года не стало производства новых танков на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, в начале 2000-х годов Омсктрансмаш пытались обанкротить, и даже после передачи омского завода под контроль УВЗ постоянно шли разговоры о его перепрофилировании и избыточных мощностях. В 1990-2000-х годах создавались и предлагались военным различные модификации Т-80, но так как материал посвящен именно серийным версиям, оставим их вне нашего обзора. В 2010-х годах в Российской армии стало появляться не только финансирование, но и понимание, что пока какие-то супердорогие «танки будущего» создаются и выпускаются в единичных экземплярах, нужны машины прежних лет. Тем более, что после глубокой модернизации и официального появления Т-80БВМ в 2018 году оказалось, что «восьмидесятка» еще послужит.

Т-80БВМ образца 2019 года, фото из программы «Военная приемка» телеканала «Звезда», на полигоне завода Омсктрансмаш

Т-80БВМ это, как правило, ранее выпущенный Т-80БВ, в котором замене подлежит основная часть прежней «начинки». Используется пушка 2А46М-4 или 2А46М-5, новый прицельный комплекс «Сосна-У», динамическая защита «Реликт». Масса машины составляет около 46 тонн, дальность хода около 500 км, максимальная скорость по шоссе достигает 80 км/ч. Существуют неподтвержденные сведения, что в версию Т-80БВМ переоборудуют и часть сохранившихся Т-80Б.

Т-80БВМ, фото 2023 года, Омсктрансмаш

Начало выпуска Т-80БВМ на Омсктрансмаше сразу же обозначило вопрос дальнейшего будущего «восьмидесятки». Особенно этот вопрос стал громко звучать во время спецоперации после 2022 года. Танк с ГТД оказался маневренным и способным работать в самых разных климатических условиях. При желании можно возобновить его полный цикл производства – на заводе в Омске есть литейное производство, также есть и следующая модификация «объект 640» (Т-80УМ2, «Чёрный орел»), по которой есть конструкторская документация и даже опытный образец. Плюс в 2020-х годах засветился интересный омский вариант из 2000-х под шифром «Бурлак».

Объект 640, Омсктрансмаш, вторая половина 1990-х годов
Опытный образец машины ОКР «Бурлак», Омсктрансмаш

Но омский танковый завод входит в состав корпорации «Уралвагонзавод», на головном заводе которой в Нижнем Тагиле серийно выпускают новый Т-90М и в небольших количествах перспективный Т-14. Воссоздать второе полноценное производство танков в России, да еще и внутри одной корпорации, — вопрос крайне деликатный. Нижнетагильцам вряд ли нужен конкурент. Но логика развития ВПК говорит, что без конкуренции развитие происходит дольше и сложнее. Поэтому логичным было бы появление продолжения производства танков с ГТД как раз на базе Омска как альтернативный и резервный вариант дизельной линейке машин УВЗ. Но СВО добавляет в эти неясные перспективы еще больше тумана: танки оказались уязвимы к применению ударных дронов-камикадзе и легко обнаруживаются на расстоянии, на боевых машинах появились огромные дополнительные конструкции («мангалы» и «накидки»)…  Всё зависит от позиции главного заказчика, которым, как ни крути, является наше военное ведомство. Концептуальных взглядов оттуда в 2025 году не звучит – это понятно, что все заняты войной, а вот когда бои закончатся, то мы и увидим, что же в ближайшее время ждет отечественное танкостроение. Как раз с учетом полученного богатого опыта.

На фото в начале статьи: Т-80БВМ в 2021 году на подготовке к Параду Победы, фото Минобороны РФ 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы о танкостроении:

Российский танк Т-90М наконец-то получил комплекс активной защиты Арена-М

Объект 477: Последняя разработка советского танкового завода в Харькове

Где в России обучают ремонту и эксплуатации Т-14 Армата?

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: