АЛ-55 — российский авиадвигатель, которого нет в России

Как сообщила 11 февраля 2025 года Объединенная двигателестроительная корпорация, в Индии используются 18 российских двухконтурных турбореактивных двигателей АЛ-55Э с максимальной тягой 1760 кгс. Они применяются на индийских однодвигательных учебно-тренировочных самолетах HJT-36, прошедших модернизацию и получивших название «Яшас» (Yashas). Информацию об этом двигателе можно встретить уже на протяжении 20 лет, и судя по всему, пока он встречается только в Индии. О чем идет речь?

Все любители и специалисты в области российской авиации и двигателестроения прекрасно знают, что появление литеры «Э» после названия любого отечественного образца военной техники или двигателя означает его экспортное исполнение. Для своих идет другая версия с характеристиками, как правило, более высокими.

В 2000-х годах в специализированных изданиях приводились неоднократно сведения о разработке АЛ-55 и даже семейства двигателей на его базе. Эта информация осталась с того времени, например, на известном сайте «Уголок неба», где есть характеристики 4 планировавшихся версий АЛ-55: бесфорсажной (масса 355 кг, тяга 2200 кгс), бесфорсажной с управлемым вектором тяги (масса 365 кг, тяга 2200 кгс), форсажной (425 кг, 3000 кгс) и форсажной с УВТ (445 кг, 3000 кгс). Обещали также ресурс до 2000 часов. При этом говорилось, что базовый АЛ-55 — малоразмерный двухконтурный бесфорсажный двигатель с тягой 2000 кгс, оборудованный реактивным соплом с управляемым вектором тяги. При создании компактного двигателя использовались наработки по освоенному в серийном производстве АЛ-31Ф. Легкий реактивный двигатель получил двухканальную цифровую систему управления с полной ответственностью и гидромеханическим резервированием.

Опытный АЛ-55, фото начала 2000-х годов.

Рассматривалось применение АЛ-55 на учебно-тренировочном самолете Як-130 и его конкуренте МиГ-АТ (в серию не пошел), но в итоге Як-130 получил двигатели АИ-222-25, разработанные в Запорожье и выпускавшиеся на российском «Салюте» с 2004 года совместно с украинской стороной, а с 2015 года — полностью в России. Также для Як-130 в конце 2010-х годов началась разработка российского двигателя СМ-100 (о состоянии проекта мы писали в 2023 году: https://tehnoomsk.ru/archives/9243).

Еще одна попытка устроить будущее АЛ-55 озвучивалась в период интереса Минобороны РФ на рубеже 2010-2020-х годов к новому легкому учебно-тренировочному самолету СР-10, созданному по частной инициативе (см. наш материал про печальный финал истории СР-10: https://tehnoomsk.ru/archives/10915). Опытная машина летала с далеко неновым АИ-25ТЛ.

Опытный летный экземпляр учебно-тренировочного самолета СР-10 на испытаниях, фото 2017 года.

Также был достаточно революционный проект реактивного тяжелого БПЛА БАС-62 («Зонд-2»), который однако после показа концептуальных макетов в середине 2010-х годов куда-то потерялся. На эту крупную машину тоже хотели ставить АЛ-55. Но и здесь пока ничего не сдвинулось.

Двухтонный БАС-62 (Зонд-2″) в виде макета на одной из выставок в России в 2016 или 2017 году.

В общем, российский АЛ-55 применения в России не получил за все два десятилетия существования проекта. Зато экспортная версия АЛ-55Э или как еще называют АЛ-55И («индийская») очень медленно пробивает себе дорогу в жизнь. Как уже говорилось выше, индийская сторона использует его для своего учебно-тренировочного самолета HJT-36 и финансирует создание двигателя. Самолет, как это у индусов принято в авиационной отрасли, крайне долго движется к серийному производству. Экспортный вариант АЛ-55 доводят, судя по попадающим в СМИ обрывкам информации, также долго. В 2014 году индусы заявляли, что ресурс двигателя всего 300 часов, и его нужно менять примерно каждые 10 месяцев, в 2021 году уже они же говорили о поставленных из России свежих образцах АЛ-55Э с ресурсом 1200 часов.

Индийский учебно-тренировочный самолет HJT-36 Yashas с российскими двигателями АЛ-55Э/АЛ-55И

В феврале 2025 года ОДК в своем релизе пишет, что «В рамках совместной программы с HAL двигатель АЛ-55Э подтвердил свой межремонтный ресурс на стендовых испытаниях в соответствии с техническим заданием. Успешное завершение сертификационных испытаний самолета позволит перейти к следующему этапу – организации лицензионного производства двигателей АЛ-55Э на предприятиях корпорации HAL. Сейчас специалисты ОДК оказывают полное содействие разработчику самолета в поддержании летной годности двигателей на территории заказчика».

Получается, что документацию на экспортный вариант АЛ-55 будут передавать индийской стороне, и на территории Индии будет развернуто его серийное производство.

На фото в начале статьи: двигатель АЛ-55Э на выставке Aero India в феврале 2025 года. Источник фото: ОДК


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы об авиационной отарсли России:

Почему от нового авиадвигателя ПД-8 зависит многое в российском авиастроении?

Новое производственное оборудование поступило для выпуска МС-21

Где будет использоваться новый российский авиадвигатель — изделие 177С?

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: