В России работают 53 исследовательских реактора, в США – 21
Ряд недалеких блогеров и журналистов недавно подвергли ядовитым насмешкам программное выступление руководителя государственной корпорации Росатом, зацепившись за фразу о возможности создания ядерного двигателя для полета на Марс. Между тем, объективный взгляд на ситуацию в атомной отрасли говорит, что России в ней удалось серьезно восстановить свое превосходство за последнее десятилетие. Снова серийно строятся русские реакторы и разрабатываются передовые по мировым меркам проекты новых энергоблоков, в том числе на быстрых нейтронах.
Самый отрадный итог: воссоздана значительная часть той научно-исследовательской базы, что была в СССР. Сегодня Росатом это один из двигателей отечественной техносферы: в России используются 53 исследовательских реактора, в то время, как в США – 21, во Франции — 10, в Германии – 8. Разработка, строительство и обслуживание обычных реакторов по всему миру – еще один вектор развития госкорпорации. После грандиозного провала в 1990-х годах, когда единственным строящимся зарубежным объектом была станция в Иране, сейчас новые АЭС с российскими реакторами возводятся в Индии, Китае, Белоруссии, подписаны соглашения о работе на площадках в Бангладеше, Вьетнаме, Казахстане, Египте и ряде других стран. Росатом также говорит о большой вероятности заключения контрактов в Индонезией и Боливией, а также проработке совместного проекта в Аргентине.
Наша страна сегодня в состоянии предложить уникальное предложение заказчикам АЭС – «полную технологическую цепочку». Россия — единственная, кто может не просто возвести атомную стацию и смонтировать там свои реакторы, но и гарантировать поставки топлива на весь период эксплуатации. Для этого в РФ есть свои запасы урана, более 40% мировых мощностей его обогащения, уникальные технологии утилизации атомного оборудования. Особой «фишкой» атомных контрактов является их долговременное действие: сегодня российские специалисты говорят о создании таких реакторов и технологий их безопасной эксплуатации, что новые энергоблоки смогут работать более 50 лет.
Наконец, еще один немаловажный плюс атомной отрасли: это не нефтегазовый сектор, в котором сырье просто отправляется покупателю. Ядерные технологии – это высокотехнологичное производство, основа для технической экспансии России на мировой рынок. Пока недалекие люди смеются над начатыми еще в СССР разработками атомной силовой установки для космических полетов, которые сегодня снова восстановил Росатом, они смеются в первую очередь над возможностью своего обеспеченного будущего в высокотехнологичной стране, которой под силу прорывные технологии.
Ну и напоследок интересный факт от главы госконцерна для экологов: «все действующие и сооружаемые Росатомом в России АЭС позволяют сократить выбросы углекислого газа в размере 711 миллионов тонн. Это примерно равно выбросам всех автомобилей в РФ за шесть лет».