Зачем нужна укороченная версия пассажирского самолета МС-21?

До конца 2025 года будет подготовлена конструкторская документация по эскизному и техническому проекту пассажирского самолета МС-21-210. Это укороченная версия МС-21, где в салоне будет от 132 до 153 мест вместо базового варианта МС-21-310, где разместятся от 160 до 183 пассажиров. Поговорим о модификациях нашей перспективной машины.
Изначально при создании проекта МС-21 в 2010-х годах шла речь о нескольких вариантах пассажирского самолета: МС-21-200 (укороченный, 130-153 места), МС-21-300 (базовый — средний, 160-183, предельно 211 мест), МС-21-400 (удлиненный, до 210-230 мест). Все — с большой долей иностранных компонентов и зарубежными двигателями Pratt & Whitney PW1400G. Как мы помним, на использовании западных двигателей и оборудования настаивало много уважаемых людей, которым нужно было, чтобы наша страна была встроена в западную глобальную экономическую модель. Достаточно сказать, что по сути единственным заказчиком МС-21 с российскими двигателями ПД-14 было государство в лице Специального летного отряда («СЛО «Россия», «правительственный авиаотряд»). Тому же «Аэрофлоту» были нужны именно американские двигатели, там до начала 2020-х годов всячески не хотели брать что-то российское и независимое. Вся эта, мягко сказать глупая, стратегия привела к тому, что было упущено много времени, а весь упор делался на создание и сертификацию МС-21-300 с западными движками и компонентами.
Наконец, в начале 2020-х годов разработка сосредоточилась на базовом варианте, который после начала программы реального импортозамещения превратился в МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 и отечественным бортовым радиоэлектронным оборудованием. В 2024-2025 годах среднемагистральный самолет активно проходит испытания, чтобы в 2026-2027 годах выйти на обычные маршруты и возить пассажиров.
Создание МС-21-310 и большой объем работ по организации производственной базы для его выпуска в реальных объемах вызывает бурление в среде диванных критиков, ненавистников российской авиации и прочей микрофлоры виртуального мира. Факт остается фактом: МС-21 — это современный самолет, находящийся на уровне передовых разработок единственных двух мировых производителей такой техники (европейский Airbus и американский Boeing). Китайский проект COMAC C919 по сложности и оригинальности разработки рядом не стоит и представляет набор из компонентов США и ЕС, включая американские двигатели CFM International LEAP-1C. Можно сравнить его во-многом с самым началом проекта МС-21 с западной «начинкой». То есть с выходом на линии МС-21-310 Россия станет третьей страной, выпускающей собственный среднемагистральный самолет на своих решениях, и единственной — полностью на своих компонентах. Вернемся к модификациям.
МС-21-310 как основная версия уже строится в Иркутске. Когда завершится весь цикл испытаний, завод начнет наращивать производство и сдавать самолеты заказчикам. Первые готовые машины должны быть переданы в эксплуатацию в 2026 году. В районе 2030 года планируется выпускать по 36 МС-21 в год (хотя максимальные объемы по программе возможны и более крупные). Все 13 построенных на начало 2025 года МС-21 это машины модификаций МС-21-300 и МС-21-310, то есть базовый/средний вариант. Характерстики этой версии самолета неоднократно публиковались в открытых источниках.
МС-21-210 имеет укороченный по сравнению с 21-310 на 8,5 метров фюзеляж, соответственно масса модификации снизилась на 6-7 тонн (меньше коммерческая нагрузка и число пассажиров), дальность должна возрасти до 6400 км. Все остальные параметры остались прежними (те же двигатели ПД-14 и т.д.). Поэтому и процесс разработки «210-й» версии не будет сложным и затратным. Чего не скажешь о третьем варианте, которым пока всерьез никто не занимается — МС-21-410. Здесь всё упирается в двигатели — простыми ПД-14 не обойтись, если хочется сохранить дальность полета. Для первого варианта МС-21-400 предполагалось использовать модернизированный ПД-14М, также рассматривалось создание перспективной версии МС-21-400LR с новыми двигателями ПД-18 (пока это нереализованный проект на базе решений ПД-14).
В итоге, если мы увидим в нынешних реалиях МС-21-410 в ближайшие 5-7 лет, то это будет скорее всего машина с ПД-14, а значит придется жертвовать дальностью данного варианта. Либо удлиненный вариант не появится как таковой. Впрочем, тут пока о чем-то конкретном говорить рано. Например, никто до 2024 года не говорил о грузовом МС-21, а на него появился первый потенциальный покупатель, который готов ждать до 2030 года, а это уже появление новой модификации.
В производстве «короткий» МС-21-210 мало чем будет отличаться от МС-21-310, что не вызовет каких-либо технологических сложностей в запуске машины в серию. На конец января 2025 года нет подтвержденных данных, кто может стать стартовым заказчиком укороченной версии «двадцать первого». С учетом того, что «210» и «310» будут взаимно дополнять друг друга на российских просторах, это тоже не проблема: заказы на обе модификации обязательно будут.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы о создании самолета МС-21:
Российская авиакомпания впервые разместила заказ на 2 грузовых МС-21
Новое производственное оборудование поступило для выпуска МС-21
Иркутский авиазавод наращивает мощности для выпуска до 36 пассажирских самолетов МС-21 в год