Российское гражданское авиастроение: взгляд со стороны ГосНИИ ГА

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) на своей странице в соцсети «ВК» 17 января 2025 года рассказал о большом объеме работ, выполненых специалистами его научных центров для отечественной гражданской авиации в течение 2024 года. В этом списке немало интересных проектов, которые позволяют оценить происходящее развитие авиационной отрасли нашей страны.

Сертификационным центром «Летная годность» совместно с разработчиками авиационной техники успешно завершены работы в рамках сертификации главных изменений типовой конструкции отечественных самолетов и вертолетов:
Сняты эксплуатационные ограничения по межремонтному ресурсу стоек шасси самолета «Сухой Суперджет» (было 10000 полетов, стало 15000);
Разработано и подготовлено к внедрению Издание 9 Исходных требований к плановому техническому обслуживанию самолета «Сухой Суперджет»;
Одобрена модификация типовой конструкции самолета МС-21-310, обеспечивающая сохранность целостности кессон-бака в зоне крепления двигателя при аварийной посадке;
Увеличен ресурс самолета-амфибии Бе-200ЧС при выполнении пожарных операций с 5000 до 7500 часов;
Увеличен назначенный срок службы и межремонтный ресурс агрегатов вертолета АНСАТ в среднем на 5 лет / 2000 часов, что позволяет обеспечить его более эффективную эксплуатацию при выполнении полетов в интересах санитарной авиации;
Расширены ожидаемые условия эксплуатации для вертолета Ми-171А3 в части выполнения полетов по категории А и по ППП;
Одобрено увеличение максимальной взлетной массы с 15600 кг до 16500 кг вертолета Ми-38-2;
Проведены плановые сертификационные работы по согласованию программ испытаний в рамках заявок на сертификацию импортозамещенных версий самолетов МС-21, «Сухой Суперджет», Ту-214 и Ил-114;
По заявкам авиакомпаний и эксплуатирующих организаций выполнен большой спектр работ по поддержанию летной годности иностранных воздушных судов;
Разработаны 124 технических решения по выполнению нетиповых ремонтов самолетов Boeing и Airbus;
Проведены работы по оценке технического состояния и продлению межремонтных ресурсов и сроков службы агрегатов и систем более 50 иностранных воздушных судов;
Разработаны альтернативные методы определения соответствия для Директив летной годности, выпущенных зарубежными авиационными администрациями, которые позволили обеспечить продолжение безопасной эксплуатации иностранных самолетов и вертолетов, оставленных без поддержки со стороны их разработчиков;
Выполнено 14 работ по модификации самолетов иностранного производства.

По направлению «Совершенствование технической эксплуатации и поддержание летной годности ВС» выполнены:
204 работы по подтверждению ресурсов и сроков службы вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1(АМТ);
464 работы по подтверждению ресурсов и сроков службы агрегатов вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1(АМТ), Ми-26Т (в том числе 4 по вертолетам МАЦ МЧС, 15 по вертолетам санавиации, 3 по вертолетам авиалесоохраны);
12 инспекций технического состояния вертолетов Ка-32 и их агрегатов (в том числе 2 по вертолетам МАЦ МЧС);
3 работы по обобщению опыта эксплуатации вертолетов типа Ми-8 и их агрегатов и комплектующих изделий, направленные на обеспечение их дальнейшей эксплуатации и увеличение назначенных ресурсов (сроков службы);
7 работ по сопровождению эксплуатации по техническому состоянию А и КИ функциональных систем парка вертолетов типа Ми-8 (более 50% парка).
94 модификации самолетов иностранного производства, например, модификации по замене аварийно-спасательного оборудования и перекомпоновке пассажирского салона;
158 работ по нетиповым ремонтам силовой конструкции самолетов Ан-3Т, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-38, Ан-74;
21 работа по модификации самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-74.

Авиационным сертификационным центром был выполнен комплекс сертификационных работ, обеспечивающих:
Начало выполнения программы сертификационных испытаний модификации RRJ-95 NEW-100 (импортозамещенная версия «Сухой Суперджет»), оснащенной отечественными системами и агрегатами, а также самолетов Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117-01, самолетов ЛМС-901, Ан-2 и двигателей ПД-8;
Подготовку к началу сертификационных испытаний самолета МС-21-310 и двигателей ТВ7-117-02, ВК-800, ВК-1600В;
Получение одобрений главного изменения типовой конструкции для вертолетов Ми-171А3 (категория А) и Ми-38-2 (увеличение максимальной взлетной массы до 16500 кг);
Получение сертификата типа на двигатель ВК-650В.

В рамках подготовки и проведения сертификационных летных испытаний инженеры АСЦ обеспечили разработку программ испытаний, а летный состав ЛИЦ АСЦ выполнил 216 испытательных полетов на самолетах и вертолетах.

В 2024 году АСЦ выполнены следующие научно-исследовательские работы:
«Оценка соответствия самолета ЛМС-192 «Освей» основным требованиям рынка». Заказчик – ПАО «УЗГА».
«Анализ хода достижения стратегических целей развития воздушного транспорта России в части рынка авиаперевозок и парка воздушных судов». Заказчик – ФГБУ НИЦ «Институт им. Н.Е.Жуковского».

Научно-исследовательским центром гражданской авиационной техники и Научно-техническим комплексом ОрВД в 2024 году выполнены первые этапы следующих научно-исследовательских работ:

«Разработка требований к системам предупреждения столкновений (СПС) в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с пилотируемыми воздушными судами, обеспечивающих безопасное выполнение совместных полетов в едином воздушном пространстве». В результате проведенных исследований разработаны материалы для формирования требований к СПС и методики проведения тестирования функций прототипа СПС, а также перечень сценариев для математического моделирования СПС.

«Навигация и Геозонирование БВС». В работе раскрываются научно-обоснованные требования к обеспечению навигации и посадки при полетах беспилотных воздушных судов с использованием традиционных и альтернативных технологий навигации, включая технологии геозонирования.

«Линия С2». В работе проведена разработка требований к каналообразующему оборудованию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, в том числе обмена сообщениями между внешним пилотом беспилотной авиационной системы и органом обслуживания воздушного движения.

«Идентификатор БВС-НИИ». Работа посвящена исследованиям перспективных и существующих методов и способов идентификации БВС в воздушном пространстве Российской Федерации.
Проведение исследований и испытаний оборудования дистанционного диспетчерского пункта с применением системы визуального наблюдения при аэродромном диспетчерском обслуживании. Цель работы – анализ и разработка технических, функциональных и эксплуатационных требований к оборудованию ДДП; научно-техническое сопровождение опытной эксплуатации ДДП при предоставлении АДО на выбранном аэродроме; разработка рекомендаций по применению АДО из ДДП; оценка безопасности и соответствия эргономическим требованиям.

Научно-исследовательским центром гражданской авиационной техники (НИЦ ГАТ) выполнены работы по сертификации главных изменений типовых конструкций в части систем авионики, работы по квалификации более чем 40 комплектующих изделий в целях импортозамещения, выполнен комплекс работ по исследованию технического состояния в части поддержания летной годности самолетов и вертолетов, существенно расширены компетенции центра, оптимизирован процесс согласования сертификационной документации и стоимости сертификационных работ без ущерба для качества.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы о разработке новых российских самолетов:

Сколько Ил-114 выпущено и как движется производственная программа по самолету Ил-114-300?

Российская авиакомпания впервые разместила заказ на 2 грузовых МС-21

Что в России сделано за 2024 год по программе Ту-214 и импортозамещенного Суперджета

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: