Сколько Ил-114 выпущено и как движется производственная программа по самолету Ил-114-300?

Пассажирский самолет Ил-114 с турбовинтовыми двигателями — машина родом из позднего СССР. Создание первой версии этого самолета началось под лозунгом замены массового 50-местного Ан-24, а также устаревших Ил-14 и Ил-18, которые еще в 1980-х использовались в отдаленных уголках нашей страны и мира. Мы неслучайно говорим о «первой версии», потому что современный вариант Ил-114-300, с учетом нового радиоэлектронного оборудования и разного рода доработок, это «вторая версия», во-многом новый самолет.

Для начала о советском проекте. Всё было красиво — авиапром в 1980-х в СССР находился на пике своей мощи, поэтому с учетом мощной инженерно-технической базы, богатого опыта конструкторской школы и развитого производства, создать новый региональный турбовинтовой пассажирский самолет не было сложной задачей. Проект Ил-114 был инициативным со стороны КБ Ильюшина, но государство он заинтересовал, и в 1985-1986 годах был дан уже официальный старт разработке. К 1990 году машина должна была поступить на летные испытания, а в 1991-1992 годах пойти в серийное производство на Ташкентском авиазаводе. Еще одной сборочной площадкой должно было стать Московское авиационное производственное объединение имени П. В. Дементьева. Новые моторы ТВ7-117С для нового самолета изначально взялись разрабатывать в Уфе, а собирать должны были в Москве, Омске и Ленинграде (Санкт-Петербурге). Слова «начали» и «должны» оказались ключевыми в дальнейшей судьбе самолета в следующем десятилетии, когда авиационная и двигателестроительная промышленность рухнула вслед за СССР.

Первый полет Ил-114 советской версии с регистрационным номером СССР-54000 состоялся 29 марта 1990 года. Первые 4 прототипа собрали на Московском машиностроительном завода «Стрела» в том же году, из них один для наземных прочностных испытаний, три — для летных. Для серийного производства готовили мощности в Ташкенте, рассчитывали строить с размахом — до 100 машин в год.

Первый летный прототип Ил-114, СССР-54000, фото 1991 года на авиасалоне в Ле Бурже (Франция), источник: https://russianplanes.net/id30436

Но наступил 1991 год. Двигатель не довели до нужных параметров, ресурс был небольшим. Опытные самолеты собирали, с горем пополам обкатывали, ни о какой нормальной серии разговор больше не шёл. Планы постоянно менялись, денег не было: либеральные реформы Ельцина разрушили экономику России, а в Средней Азии шли танцы с бубнами на остатках советских заводов, в итоге закончившиеся их закрытием.

В Ташкенте, ставшем столицей уже независимого Узбекистана, поставили на Ил-114 западные двигатели Pratt & Whitney PW127H, модификация получила название Ил-114-100. В 1997 году была закончена сертификация. Так как на Ташкентском авиазаводе оставался собранный в самом начале 1990-х советский задел фюзеляжей, то узбекская сторона громко сообщила о начале серийного производства и начала коммерческую эксплуатацию единичных самолетов: первый рейс с пассажирами прошел по внутреннему маршруту Ташкент — Наманган в 1999 году. До 2012 года завод собрал в общей сложности 17 самолетов и благополучно закрылся как авиационный, «сменив профиль», как было сказано местными властями.

Эксплуатировать выпущенные Ил-114 пытались в Узбекистане и России: авиакомпания «Выборг» (2002-2010 годы, 2 самолета), петербургское оборонное предприятие «Радар ММС» (с начала 2000-х годов, 1 самолет как летающая лаборатория), государственная авиакомпания «Узбекские авиалинии» (она же «Oʻzbekiston havo yoʻllari», 1999-2018 годы, 7 самолетов) и собственно сам завод в Ташкенте (3 машины, две из них — в грузовой (!) модификации Ил-114Т). Было потеряно в катастрофах 2 самолета — один из прототипов 1990 года выпуска и один ташкентский 1998 года.

Грузовой Ил-114Т, фото 1997 года, источник: https://russianplanes.net/id225784
Один из регулярно летавших Ил-114 ташкентской сборки, фото 2010 года, авиакомпания «Узбекские авиалинии». Источник: https://russianplanes.net/id32980
Летающая лаборатория на базе Ил-114 «первой версии» — Ил-114ЛЛ. Используется предприятием «Радар ммс». Фото 2024 года. Источник: https://russianplanes.net/id331285

Когда в России пришли в себя после ужасов ельцинизма, советские запасы самолетов данного класса еще были: «вечные» Ан-24 продолжали возить пассажиров, но рано или поздно их надо было менять. Вначале программу Ил-114 пытались реанимировать совместно с узбекской стороной. Затем в середине 2010-х начались мучительные процессы по созданию и самостоятельной постройке первых Ил-114-300. Параллельно шли работы по обновленному двигателю ТВ7-117, который стал ТВ7-117СТ. Как мы уже писали, в это время делали первый Ил-112В с теми же двигателями. Вырисовывалась какая-то унификация и перспектива большой серии для двигателестроительной сферы.

16 декабря 2020 года прототип Ил-114-300, собранный с использованием одного неиспользованного ташкентского фюзеляжа, успешно выполнил первый полёт — на нем уже стояли новые российские двигатели. Но слишком всё медленно делалось после многолетнего провала в отрасли, долго доводили двигатели, разбирали итоги катастрофы опытного Ил-112В (потому что те же двигатели) и т.д. и т.п.

Первый полет Ил-114-300, декабрь 2020 года, фото ОАК

31 марта 2024 года второй Ил-114-300 RA-54115 (заводской номер № 0110), а фактически первый полностью построенный в России «с нуля», начал программу лётных испытаний. Машину собрали на Луховицком авиазаводе имени Воронина, там же завершают работы над вторым (третьим) Ил-114-300 (заводской номер № 0111), который присоединится к летным испытаниям в первой половине 2025 года. Завод параллельно модернизирует производство под ежегодную сборку 12 «ильюшиных» и собирает задел фюзеляжей для развертывания производственной программы. Самолёт собирается в Луховицах, но компоненты поставляют Воронежский авиазавод (ВАСО) и ульяновский «Авиастар». ВАСО – крыло, хвостовое оперение и мотогондолы, а панели фюзеляжа, люки и двери — Авиастар. Фюзеляж из ульяновских панелей изготавливает завод «Сокол» в Нижнем Новгороде.

Согласно официально публиковавшимся данным, Ил-114-300 с экипажем из 2 человек будет перевозить до 64 пассажиров на расстояние до 2000 км (при полной коммерческой нагрузке почти до 7 тонн) со скоростью 450-500 км/ч. На новых самолетах используются серийные, прошедшие необходимые доработки, российские турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ-01 мощностью около 2900 л.с. Длина самолета составляет около 27 метров, ширина фюзеляжа — около 3 метров, размах крыла — около 30 метров. Предполагается, что кроме гражданских авиакомпаний, заказчиками станут наши военные и государственные корпорации и организации.

Сертификация Ил-114-300 завершится в конце 2025 года, с 2026 года начнутся поставки первых серийных бортов. Выход на заявленые 12 самолетов в год стоит в плане на 2027-2028 годы. Таким образом, программа по выпуску Ил-114-300 по состоянию на начало 2025 года выглядит достаточно реалистично. Ждем начала полётов третьего по счету самолета современной версии и желаем нашим авиастроителям выполнения запланированного. Еще раз подчеркнем, что это полностью отечественный самолет, который ждут в отдаленных регионах нашей страны для замены успевших проникнуть на наш рынок иностранных ATR и измученных временем и тяжелыми условиями работы Ан-24.

p.s. Что случилось с ранее выпущенными и летавшими Ил-114 первой версии? Узбекские с 2018 года не летают, российские встали на прикол еще раньше. Состояние нескольких машин на хранении очень печальное, и нет никакой уверенности, что кто-то возьмется за их восстановление:

Ил-114-100 доживают свой век на стоянке в Ташкенте, фото января 2023 года, источник: https://russianplanes.net/id312195
Заброшенный Ил-114 бывшей авиакомпании «Выборг», фото 2020 года, источник: https://russianplanes.net/id262500

Ну и завершим наш рассказ ярким фото нового Ил-114-300. Самолет действительно красивый!

Новый Ил-114-300 перед летными испытаниями, фото ОАК, 2024 год.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши статьи о российской/советской авиации:

Откуда взялся российский самолет Ил-212 и когда ожидается его первый полёт?

Что в России сделано за 2024 год по программе Ту-214 и импортозамещенного Суперджета

Сколько новых Ил-76 выпускают в России ежегодно?

Как Як-38 испытывали с неподготовленных грунтовых площадок

Шестая в 2024 году партия Су-34М передана ВКС России

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: