Существует ли МиГ-41 на самом деле?

Российское информационное пространство примерно с 2014 года продолжает выдавать публикации, где описывается некий создаваемый в нашей стране перехватчик нового поколения под обозначением МиГ-41. На первый взгляд, таких публикаций много, и в них постоянно фигурируют фантастические предположения о боевых возможностях почти что гиперзвуковой машины. Прошло уже более 10 лет как тема муссируется в СМИ. Что известно о данном проекте в начале 2025 года?

Как вы понимаете, соблазна рассказать о деталях проекта МиГ-41 в свое время «Техносфера. Россия» не избежала. В 2015 году мы собрали всё, что было известно на тот момент о будущем перехватичике и опубликовали на нашем сайте. Вспомнили тогда про позднесоветский проект «701» (МДП), который как раз мог бы получить навзание типа МиГ-41 где-нибудь к концу 1990-х, если бы СССР не исчез с карты мира.

62-тонная машина совершенно не походила на модельный ряд МиГ-25/МиГ-31, и по своим характеристикам могла стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения: разработчики планировали довести дальность полета «701» до 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М (около 2300 км/ч). Максимальная же скорость машины не должна была превышать 2500 км/ч. Озвученная в 2014-2015 годах проектная максимальная скорость полета МиГ-41 наводила на мысль, что это не прямой наследник МДП, а продолжение прежней линейки МиГ-25 — МиГ-31. Если эти самолеты могли достигать максимальной скорости 3-3,2 М, то «сорок первый» вроде как хотят наделить возможностью выжимать до 4,3 М (то есть примерно до 4500 км/ч).

Фантазии авторов разных лет на тему внешнего вида МиГ-41, в начале статьи — аналогичная иллюстрация.
Но разговоры разговорами, а ситуация по проекту МиГ-41 в СМИ не попадала, несмотря на то, что до 2022 года туда попадало практически всё, чем жил наш оборонно-промышленный комплекс. Особо стоит обратить внимание на то, что на МиГе далеко до реализации перспективных проектов: даже с МиГ-29/МиГ-35 не всё понятно, а уж про какой-то полностью новый самолет-сменщик МиГ-31 и подавно никто не говорит ничего. Хотя в конце 2030-х годов «тридцать первые» начнут списывать — скоростные машины отработают ресурс после масштабной модернизации в конце 2010-начале 2020-х годов. Теперь главный вопрос: а зачем нужен высокоскоростной перехватчик в ближайшие годы?

К 2020-м годам вопрос скорости перехватчика как носителя управляемого вооружения становится всё менее важным. Почему? Начнем с того, что мы получаем крайне дорогой (использование специальных сплавов, разработка нового двигателя и еще более быстрых ракет «воздух-воздух») самолёт, который не будет вести маневренный бой как, например, Су-57. Да, тот же МиГ-31 сейчас может разгоняться быстрее, чем любой боевой самолет мира, но ни о какой сверхманевренности для воздушного боя речи не идёт. Просто быстрый бросок к цели(целям), затем банальный пуск ракет разных типов на дистанции до 300 км и возвращение на базу. При необходимости можно применить пушку, но это уже ближняя дистанция, а МиГ-31 это просто летающая платформа с хорошим радаром и ракетами. Маневренный бой не для него — максимальная перегрузка всего 5G (почти вдвое меньше, чем у новых истребителей). Тот же Су-57 позволяет делать практически тоже самое, но при близком контакте с противником еще и связать его в маневренной схватке. Да и по скорости наш истребитель пятого поколения не так уж сильно отстает от МиГ-31 — на высоте может выдать до 2600 км/ч, при этом есть режим крейсерской сверхзвуковой скорости, а крейсерская у советского перехватчика — дозвуковая. Тогда почему все МиГ-31 не поменяли на Су-57? Вопрос в стоимости и времени реализации такого решения. Су-57 это новая машина с очень высокими характеристиками, заказано их до 2028 года 76 машин. А МиГ-31 у нас в строю более 100 единиц, и самолеты эти все проходят модернизацию, что в разы дешевле. Плюс «тридцать первый» это еще и носитель гиперзвуковой ракеты «Кинжал» в версии МиГ-31К, опять же платформа для осуществления пуска управляемого вооружения по удаленной цели без входа в зону поражения противника… Мы отвлеклись, но зато почти ответили на вопрос.

Строить некий суперсамолет с возможностями улучшенного МиГ-31 (пусть даже с ростом максимальной скорости на 1000-1200 км/ч) только как платформу для оружия и радара — сверхзатратная и странная идея. А если мы хотим получить еще и маневренный суперсамолет с теми же данными — практически фантастическая. Поэтому авторы чудо-статей о некоем МиГ-41, который «вот-вот полетит» (а первый полет его уже виртуально передвигали с 2017 на следующий год — из года в год на протяжении уже 8 лет) явно далеки от реальности.
«Но что-то же разрабатывают?» — спросит разочарованный читатель. Что-то разрабатывают, потому что в официальные СМИ какая-то информация попадает. Так, например, в январе 2021 года официальный сайт ГК «Ростех» писал следующее: «Разработка следующего поколения истребителей-перехватчиков уже начата. Проект Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) находится на стадии опытно-конструкторских работ». В «Российской газете» осенью 2020 года сообщили что-то похожее, без какой-либо конкретики, сославшись на директора МиГа: «ПАК ДП будет создан на основе концепции истребителя МиГ-31». Плюс упомянули, что разработка будет идти до 2028 года. А будет ли это МиГ-41 и какой у перспективной машины будет внешний вид — информации не публикует ни в одном из официальных и серьезных источников.

Делаем выводы. Пока проект МиГ-41 это некий набор слухов и домыслов вокруг какого-то концепта российского перехватчика будущего — перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Многочисленные фантазии о характеристиках самолета ничем и никем не подтверждаются с 2014 до начало 2025 года.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: