Есть ли будущее у легкого истребителя МиГ-35 и сколько МиГ-29 осталось у России?

Прототип МиГ-35, 2009 год. Источник фото: Vitaly V. Kuzmin. http://vitalykuzmin.net/?q=node/226
В российских СМИ можно найти немало противоречивых новостных сообщений и разного рода заявлений о судьбе истребителя МиГ-35. То его обещают принять на вооружение, то готовят для экспортных поставок, а то и вовсе говорят о бесперспективности проекта. Попробуем разобраться, что это за машина, и есть ли у нее будущее?
Начать следует с того, что в условиях коллапса военно-промышленного комплекса в постсоветские годы лёгкие истребители МиГ-29 считались такими же перспективными машинами, как и их тяжелые собратья — Су-27. Обе платформы четвертого поколения развивали и планировали создавать на их основе новые версии — вплоть до глубоко модернизированных, с новыми названиями. Так из Су-27М «вырос» нынешний Су-35С, а из МиГ-29М/М2 появился МиГ-35.
Убитая перестройкой и проамериканскими либеральными уродами из команд Горбачева и Ельцина экономика нашей страны не тянула выпуск даже одного типа современного массового истребителя. ОКБ Сухого повезло чуть больше чем ОКБ Микояна: экспортные контракты по Су-27/Су-30 оказались достаточно крупные, что позволило остаться на плаву и быстрее наладить производство «Сухих» уже для своих военных, которые лишь к концу 2000-х стали оперировать какими-то финансами для закупки новой техники. В целом, на платформе тяжелого Су-27 было создано семейство удачных машин, включая нынешние успешно воюющие Су-34 и Су-35. Но что произошло с МиГами? Погрузимся в историю для ответа на этот вопрос.
Конец СССР на тот момент свежий МиГ-29 встретил в лучах славы. Машина показывала в своем классе отличные характеристики, превосходя аналогичные версии F-16, «Мираж-2000» и после новых модернизаций была на уровне новых «Еврофайтеров», «Рафалей» и «Гриппенов». МиГ-29 поставлялся на экспорт в дружественные СССР страны, и даже во мрачные ельцинские годы постсоветского хаоса экспортные перспективы как минимум в десяток государств вырисовывались неплохие. С начала серийного производства в начале 1980-х до нынешнего времени было собрано более 1400 МиГ-29 всех версий. Характеристики МиГ-29 росли по мере совершенствования самолета и появления нового бортового оборудования и вооружения.

Так, первый вариант «двадцать девятого» («9-12») в начале 1980-х годов имел следующие характеристики: нормальная взлетная масса 15,3 тонны (максимальная — 18,1 тонны), боевая нагрузка — до 2 тонн, дальность полета — 1430 км, максимальная скорость — 2450 км/ч (2,3 М), крейсерская скорость — 850 км/ч (0,8 М). МиГ-29 с самого начала отличался высокой тяговооруженностью и маневренностью. На самолете использовались 2 двигателя РД-33Ф, выдававшие на форсаже тягу до 8,3 тонны каждый. РЛС и бортовое радиоэлектронное оборудование позволяли обнаруживать самолеты противника на расстоянии до 70-80 км и сопровождать до 10 целей. В комплекс вооружения первых МиГ-29 входила 30-мм пушка, 2 ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р и до 6 ракет «воздух-воздух» малой дальности Р-60/Р-73. Для ударов по наземным целям имелся выбор вооружения — от обычных бомб 250/500 кг до блоков неуправляемых ракет и зажигательных баков ЗБ-500.
Во второй массовой версии «9-13» середины 1980-х годов масса боевой нагрузки выросла до 3,2 тонн и немного выросла дальность полета. В опытном варианте «9-14» 1985 года в состав вооружения добавили управляемые ракеты «воздух-земля» Х-25МЛ, Х-25МП, Х-29Л, Х-29Т и Х-31П, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л, а максимальная бомбовая нагрузка самолета могла достигать до 4,5 тонн. Несмотря на то, что вариант в серию не пошел, наработки по нему пригодились в дальнейшем. Модификация «9-13С» (МиГ-29С) представляла собой доработку конструкции машины «9-13», позволявшую поднимать в воздух до 4 тонн боевой нагрузки, новое оборудование позволило атаковать 2 цели одновременно, плюс появились в составе вооружения новые ракеты «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ), но на дворе был уже 1991 год, и до массовой серии дело уже не дошло. Модификаций в 1990-х было создано много, перечислять этой статьи не хватит, не все даже в «железе» появились или нашли своего заказчика. Так из МиГ-29С появился многофункциональный МиГ-29СМ («9-12СМ»), а затем МиГ-29СМТ («9-17», «9-18», «9-19») — с новым бортовым оборудованием и более мощной РЛС.


Еще одной версией, выпускавшейся большой серией стал вариант «9-51» — двухместный МиГ-29УБ. Изначально созданный как учебно-боевой вариант для подготовки пилотов одноместных МиГ-29 без бортовой РЛС, он тоже модернизировался и стал полноценным двухместным истребителем — вариант «9-53» МиГ-29УБМ.
Развитие советской линии МиГ-29 должно было прийти к глубоко модернизированной машине МиГ-29М («9-15», которую создавали в 1986-1991 годах, иногда ее называли «МиГ-33«. Новый самолет вбирал в себя весь опыт эксплуатации и доработок первых вариантов МиГ-29. Он относился к так называемому поколению «4+», когда машина по своим характеристикам находилась между 4-м и 5-м поколением истребителей. Параллельно КБ Микояна работало над своим проектом истребителя пятого поколения под шифром «1.44» (см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/13771), и часть наработок по нему хотели использовать в МиГ-29М.

На МиГ-29М удалось увеличить дальность полета до 2000 км. Несмотря на увеличение взлетной массы (нормальная 16,8 тонны, максимальная — 22,3 тонны), взлетно-посадочные характеристики практически не ухудшились. Максимальная скорость даже немного выросла — 2500 км/ч (2,35М). Этому способствовали обновленные двигатели РД-33К с цифровым управленим, выдавашие тягу до 8,8 тонн каждый. Самолет мог одновременно атаковать от 2 до 4 машин противника в воздушном бою. Боевая нагрузка достигла 4,5 тонн, в нее были включены различные ракеты и бомбы, самые современные на тот момент.
Но как раз в этот момент наступил 1991 год, и планы начали рушиться. Самое грустное было в том, что новый «двадцать девятый» прошел госиспытания как раз в этом году, а в 1992-м должны были начаться поставки уже серийных машин нашим военным. Дальше МиГ-29М начали катать по выставкам, предлагать на экспорт и пытаться дальше модернизировать. Так появился сверхманевренный вариант МиГ-29ОВТ с изменяемым вектором тяги двигателей в 2001 году на базе шестого построенного опытного экземпляра МиГ-29М и МиГ-29М2 (для него использовалась одна из ранее построенных машин МиГ-29М). Выпускались экспортные варианты, которые поставляли в Индию, Египет и другие страны.

Еще одной веткой развития МиГ-29 была его палубная модификация МиГ-29К («9-31») для авианосцев. СССР в момент, когда его сломали горбачевско-ельцинские предатели, на заводе в городе Николаев строил серию полноценных авианосцев нового поколения, из которых в строй удалось ввести только один «Тбилиси» — нынешний «Адмирал Кузнецов», еще один («Варяг») украинские националисты после 1991 года продали в Китай, где из него сделали в 2000-х годах свой первый авианосец, а третий корабль «Ульяновск» — с атомной силовой установкой — распилили на металл по приказу США в 1992 году. Для такого количества кораблей предполагалось построить до 100 самолетов МиГ-29К. Кстати, эту модификацию во-многом унифицировали сразу с самой «продвинутой» сухопутной версией МиГ-29М. Корабельные МиГ-29К в итоге получили на вооружение ВМС России вместе с авианосцем, который успели вывести с Черного моря к месту базирования на Северный флот. Позже ВМС Индии для своего авианосца заказали партию МиГ-29К. Большим серийным производством это всё тоже не назовешь — в общей сложности несколько десятков машин собрали.

Наступил 21 век. После того как Россия вышла из экономического коллапса 1990-х годов, и в 2000-х годах стали возникать попытки создать какое-то подобие реалистичной программы госвооружения, наши военные не спешили форсировать закупки МиГ-29. Формально был еще большой запас советских самолетов прежних лет выпуска, но они постепенно вырабатывали свой ресурс плюс. Небольшие объемы МиГ-29 для ВКС России были выпущены в 2009-2016 годах: согласно публиковавшимся тогда данным это были в общей сложности 40 МиГ-29СМТ, 8 учебно-боевых МиГ-29УБМ и 24 корабельных МиГ-29К/МиГ-29КУБ. Дальше неизбежно вставал вопрос либо о возобновлении серийного производства легкого истребителя какой-то из модификаций, либо о создании чего-то нового для его замены. Как уже догадался читатель, был выбран второй вариант. Этот выбор и привел к тому, что мы имеем сегодня под названием МиГ-35. С «тридцать пятым» вышло всё очень затянуто и с обилием обещаний. За это время тяжелые «Сухие» разных версий уже десятками новые шли в части ВКС РФ, а производитель и военное ведомство устроили вокруг легкого истребителя медленный танец на эстонской дискотеке из анекдота. Судите сами: 18 лет назад, в 2007 году (!) был создан прототип МиГ-35 на базе опытного МиГ-29М2. В 2010 году было уже три машины в статусе прототипов МиГ-35, в 2016 (!) году впервые взлетел первый МиГ-35 и было объявлено о завершении создания самолета. В 2017 году самолет официально представили на площадке заводе МиГ в Луховицах. В 2018 году было объявлено о заказе на 6 самолетов первой партии для ВКС России со сроком поставки до 2023 года. Все машины были поставлены, и на начало 2025 года продолжают числиться как находящиеся на войсковых испытаниях. Итого: 6 единиц, из которых 2 — в двухместной учебно-боевой версии.

Что представляет собой МиГ-35? Машина еще немного потяжелела по сравнению с предшественниками. Теперь максимальная ее масса достигает 24,5 тонн, а нормальная взлетная — 18,5 тонн. Боевая нагрузка на 8 узлах подвески доведена до рекордных для семейства МиГ-29 показателей — до 6,5-7 тонн. Чтобы сохранить летные характеристики снова доработали двигатели РД-33 — используются либо новые РД-33МК, либо их версия РД-33МКВ с изменяемым вектором тяги. Тяга достигла на форсаже 9 тонн. Возможности вооружения и бортовой радиоэлектроники подросли и соответствуют требованиям 2020-х годов. Сообщалось о применении новой версии РЛС «Жук-А» с АФАР (сопровождает до 30 целей, одновременная атака до 6 из них), новых ракет, бомб и т.д.
По факту МиГ-35 вроде бы можно производить серийно, но что на самом деле с этой программой происходит после 2022 года никто не сообщает. Высказываются спекулятивные мнения, что военные интересуются новым легким самолетом ОКБ Сухого, который относится к полноценному пятому поколению, — Су-75, и в 2025 или 2026 году начнет первые полеты. По этой причине МиГ-35 якобы как машина поколения «4++» снова оказывается невостребованным. Подтверждения таким гипотезам нигде пока нет. Мало того, есть противоположные мнения из авиационной сферы о том, что МиГ-35 будут строить небольшими сериями как раз с 2025 или 2026 года, постепенно заменяя существующий парк всех ранее выпущенных и доживших до наших дней самолетов МиГ-29. Поэтому не будем загадывать, чем завершится история с «тридцать пятым».

В заключение о количестве МиГ-29 в эксплуатации. Согласно иностранным источникам, в 2024 году всего в мире было около 660 самолетов разных модификаций. Причем в разных странах, и как пишут всё те же западные справочники (данные нашими официальными СМИ и ресурсами не подтверждены), в России на вооружении находятся не более 120 МиГ-29 в наземных частях и 22-25 корабельных МиГ-29К. Вторым по величине эксплуатантом МиГ-29 в мире является Индия (около 100 самолетов всех версий).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы в рубрике «ВПК»:
В тени Ту-160: Дальний бомбардировщик Ту-22М3 и его боевые возможности
4 стратегических бомбардировщика Ту-160 пополнят состав ВКС России