В тени Ту-160: Дальний бомбардировщик Ту-22М3 и его боевые возможности

Ту-22М3 — машина, которая почему-то находится в тени своего большого собрата Ту-160. Хотя, трудно назвать «незаметным» огромный 42-метровый боевой самолет, взлетная масса которого может достигать 126 тонн, а скорость — 2300 км/ч. Кстати, если судить по западным источникам, то ВКС России располагают как минимум 55 бомбардировщиками Ту-22М3, а некоторое количество этих машин уже переоборудовано в новую версию Ту-22М3М.
История с разработкой Ту-22М3 имеет достаточно долгие временные рамки. Не будем углубляться в неё — всё давно написано в российских военно-исторических СМИ, сайтах, блогах. Обозначим лишь общими штрихами. Ту-22М3 («изделие 45-03») является дальнейшим развитием сверхзвуковых самолетов Ту-22М и Ту-22М2 с крылом изменяемой стреловидности, созданных в 1960-1970-х годах (был еще опытный Ту-22М1). В принципе, их можно было считать стратегическими бомбардировщиками — с дозаправкой они вполне могли долететь до разных уголков мира, и до территории США в том числе. В 1976 году это экспериментально доказали на одном из Ту-22М2, выполнив полет с дозаправкой на расстояние до 7000 км в одну сторону. Поэтому американцы и их ручные государства из НАТО очень болезненно воспринимали серийное производство оборудованных системой дозаправки в воздухе Ту-22М2, и постоянно настаивали на том, что это стратегические бомбардировщики. Для некоторого снятия напряженности советская сторона сняла с самолетов данного типа устройства (штанги) дозаправки в небе. Хотя мы всегда могли их прикрутить обратно, если бы возникли необходимые для этого непреодолимые обстоятельства.

Понятно, что Ту-22М3 как продолжение Ту-22М2 тоже не порадовал наших заклятых врагов по «холодной войне». Появился он на вооружении уже в 1980-х годах. Главной особенностью были более мощные и современные двигатели НК-25 с электронной системой управления (на базе решений НК-25 создан НК-32 для Ту-160), а вся электрическая часть на самолете была заменена на более новую. Плюс изменения придали форме воздухозаборников двигателей. Как и полагается при глубокой модернизации ранее разработанного самолета в нем поменяли многое, и получили на выходе очень достойные характеристики. Достаточно сказать, что установка даже более тяжелых двигателей при оптимизации других параметров бомбардировщика позволила снизить его массу почти на 3 тонны.

Ту-22М3 официально приняли на вооружение лишь в марте 1989 года. Это было время нараставшего хаоса в военно-промышленном комплексе и Советской армии, так как уже цвела зловонной плесенью «перестройка», а прозападный пустозвон Горбачёв вместе с «реформаторами» вовсю ломал высокотехнологичные отрасли экономики. Но судьба уготовила для бомбардировщика довольно удачную судьбу. Но реально новая машина уже строилась серийно до официального принятия на вооружение, и было выпущено не менее 250 (по другим данным 265-268) Ту-22М3, пока уже проамериканский режим Ельцина в 1993 году не остановил производство самолетов данного типа. Кстати, перед тем, как перекрыли кислород дальнейшему развитию Ту-22М, авиастроители выкатили опытный Ту-22М4 («изделие 45-10») в 1990 году с двигателями от Ту-160 — НК-32. Но дальше постройки опытной машины дело не пошло.
Ту-22М3 оказался своего рода переходной моделью от самолетов 1960-70-х годов, строившихся по схеме с изменяемой геометрией крыла, к современным бомбардировщикам — носителям высокоточного оружия. Машина могла взять на борт до 24 тонн боевой нагрузки (стандартно — 12 тонн). В состав вооружения входили управляемые ракеты большой дальности класса «воздух — земля», включая Х-15 и Х-22. Заднюю полусферу защищала дистанционно управляемая 23-мм пушка. 4 человека экипажа находились в кабине, где было размещено значительное количество бортового радиоэлектронного оборудования. Ту-22М3 мог летать на разных скоростях от 930 до 2300 км/ч, а оптимальные режимы полета позволяла получить изменяемая стреловидность крыла — от 20 до 65 градусов. Максимальная дальность полета достигала 6800 км, но при нагрузке 12 тонн она находилась в районе 4500-5000 км.
Несмотря на тяжелую ситуацию в 1990-х и как минимум десятилетие выхода из нее для наших военных, Ту-22М3 удалось сохранить как одну из основных машин нашей дальней авиации. Конечно, при распаде СССР часть самолетов досталась «независимым» Украине и Белоруссии, с 2002 по 2006 год украинская сторона порезала Ту-22М3 на металлолом, а еще ранее белорусская передала свои самолеты России. В итоге уже к 2010-м годам РФ осталась единственным эксплуатантом Ту-22М3, правда, летали они не все. Когда наша страна отошла от последствий разгрома армии горбачёвско-ельцинскими упырями, встал вопрос о восстановлении лётной годности бомбардировщиков и их дальнейшей модернизации. Вспомнили про наработки по проекту Ту-22М4, освежили их с учетом возможностей по компонентам бортовой радиоэлектроники и вооружения, и начался новый этап в истории самолета под названием Ту-22М3М. В российских СМИ сообщалось, что в первый Ту-22М3М ранее выпущенный Ту-22М3 переоборудовали в Казани в 2018 году. Всего в новый вариант тогда анонсировали переделать 30 машин. Понятно, что о дальнейшем состоянии программы военные данные засекретили, а внешнее сходство обычного Ту-22М3 и обновленного Ту-22М3М не позволяет разного рода иностранным шпионам сделать выводы о том, как движется ситуация.

Ту-22М3 вернулись к боевым задачам во время российской кампании против международных террористов в Сирии в 2015 году. До этого последние вылеты с нанесением ударов по объектам противника были выполнены в 2008 году во время пятидневной войны против проамериканского режима в Грузии. После Сирии Ту-22М3 активно используются с 2022 года в специальной военной операции. СМИ киевского режима каждый боевой вылет наших бомбардировщиков данного типа сопровождают истеричными сообщениями, что говорит об эффективности наносимых ударов. При ударе по вражеским целям используется, в основном, ракетное вооружение, включая ракету Х-32, пришедшую на замену Х-22. Впрочем, был эпизод и с нанесением «классического» бомбового удара по засевшим в руинах завода в Мариуполе группам боевиков — в районе отсутствовала ПВО, и можно было просто поработать «чугунием» по целям.

Какое будущее у Ту-22М3? Пока явно у машины впереди не один год службы. Обновление в версию М3М это позволяет обеспечить. Но вместе с тем стоит отметить, что производство «с нуля» Ту-22М3 не ведется с 1993 года, и уже не будет возобновляться. Соответственно имеющиеся 50+ машин в течение ближайших 10 лет превратятся в те самые 30 М3М, которые ВКС России планировали получить по программе модернизации 2018 года. На Казанском авиазаводе, где модернизируют Ту-22М3, сейчас есть два перспективных направления — уже начатое серийное производство новых Ту-160М2 и работы по перспективной машине нового типа проекта ПАК ДА. Необходимость замены Ту-22М3 новым типом пока не обозначена.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы по теме «ВПК»:
4 стратегических бомбардировщика Ту-160 пополнят состав ВКС России