Что в России сделано за 2024 год по программе Ту-214 и импортозамещенного Суперджета

Про Ту-214. Для начала: Ту-214 и Ту-204 — разные самолёты. Да, Ту-214 создан на основе Ту-204, но это совершенно отдельный тип. И да, это первый российский, а не советский серийный самолёт гражданской авиации.

В 2024 году возобновилась его регулярная эксплуатация, когда в самом начале года «Ред Вингс» выполнил первые рейсы на RA-64518. Сейчас самолёт весьма активно летает в Батуми, Тель-Авив и Тбилиси. В марте парк компании дополнил Ту-204-100В RA-64043, который ранее уже эксплуатировался в «Ред Вингс». Сейчас он летает не менее активно, но только в Тбилиси. Возможно, после праздников ситуация изменится.

В марте омская инжиниринговая компания «Поликон» спроектировала и изготовила сборочный станок для производства авиационных шин самолёта Ту-214. Его производительность составляет не менее четырёх штук в час.

В мае «Туполев» представил авиационный учебный центр «Академия 033», где будет проходить обучение членов лётных экипажей на самолёты Ту-214.

В июне завершено техническое перевооружение цехов подготовки производства, механосборочного производства и лётно-испытательной базы.

В сентябре на КАЗе начались работы по подготовке площадки к установке высокотехнологичного обрабатывающего центра для изготовления длинномерных деталей самолётов. Под новый станок залит фундамент площадью 371 кв. метр. Новый станок позволит изготавливать из алюминиевых сплавов компоненты пассажирских и военных самолётов. Портальный 5-координатный фрезерный обрабатывающий центр с вакуумным столом российского производства позволит изготавливать комплектующие из алюминиевых сплавов максимальным размером около 24 метров.

Коломенское станкостроительное предприятие холдинга «СТАН» запустило в серийное производство портальные обрабатывающие центры с ЧПУ модели СК6П200. Оборудование предназначено для обработки деталей, применяемых при производстве современных гражданских самолётов. 21 октября в рамках поездки первого вице-премьера Дениса Мантурова на Казанский авиазавод, станок СК6П200 был продемонстрирован правительственной делегации.

В ноябре Ту-214 RA-64509 полетел в первый полёт именно как лаборатория, с импортозамещенным оборудованием для старта сертификации этого оборудования. Замена импортных компонентов коснулась 15 основных и около 30 второстепенных систем самолёта. Среди замененных компонентов – вычислительные устройства, системы предупреждения о сближении с землей и столкновении в воздухе, а также бортовые радиолокационные системы. В ходе модернизации также были усовершенствованы системы освещения и электрооборудование, гидросистема и комплексная система управления.

27 декабря 2024 года состоялся первый полёт очередного самолёта Ту-214 новой постройки. Самолёт был заложен на стапелях КАЗа весной 2023 года. Одновременно с этим Роскосмос получил самолёт Ту-204-100В с регистрационным номером RA-64053.

В 2025 году ожидается постройка для ЮВТ-Аэро двух Ту-214 в импортозамещенном облике в октябре. По остальному выпуску судить очень сложно, как и непонятно, как ЮВТ планирует эксплуатировать эти самолёты. Вероятнее всего — туристические чартеры, где не хватает самолётов — Египет и Турция.


Про импортозамещенный «Суперджет» (Суперджет-Нью, SJ-100).

Ждали полёта с ПД-8. Не дождались. Однако начались сертификационные испытания самолёта со старыми двигателями, где кроме двигателей поменяли массу оборудования, включая ВСУ, БРЭО и многое другое, а самое главное — обновленный планер. В общей сложности в обновлённом самолёте SJ-100 заменено порядка 97% иностранных компонентов или около 40 различных систем и агрегатов.

В марте обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина объявило о готовности к серийному выпуску элементов остекления для самолёта SJ-100 и комплектующих из полимерно-композиционных материалов для двигателя ПД-8.

В апреле первый импортозамещённый борт (97021) совершил перелёт с завода (КнААЗ) в Жуковский после окончания всех заводских испытаний.

10 июня начались сертификационные полёты и началось с топливной системы, разработанной ОКБ «Кристалл».

Приведу, кстати, одну цитату испытателя. Вадим Широких рассказал о выполнении одного из самых сложных режимов – полёт с полной выработкой топлива из правой и центральной группы баков. «Было всего понемногу: и полёт в зоне ожидания, и маневрирование с предельными углами крена и тангажа, и самовыключение одного двигателя из-за полной выработки топлива. Порадовал итог. Лётные испытания показали, что невырабатываемый остаток топлива в баках заметно меньше, чем в базовой модели. Этого удалось достичь благодаря новой конструкции топливных баков», – поделился лётчик-испытатель.

В октябре и ноябре два Суперджета, собранных ещё в 2022 году, передали Ред Вингс и Лукойлу.

К концу 2024 года в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре находится более 20 самолётов SJ-100 в разной степени готовности.

ПАО «Яковлев» проведёт доработку конструкции шасси с учётом рекомендаций Росавиации. Разработчику рекомендовано доработать существующую конструкцию шасси с учётом прогнозной оценки рисков эксплуатации машин этого типа за рамками эксплуатационных лимитов и допущений.

Вот по этому комментарию «Яковлева» дополню: речь идёт о доработке для эксплуатации за пределами эксплуатационных лимитов. Поэтому это только рекомендации. Мол, усилим этот узел, если вы кидаете самолёт об полосы так, что он начинает разваливаться. Думаю, что «Яковлев», в свою очередь, рекомендовал Росавиации доработать некоторых членов экипажей, пересадив им руки в плечи.

Сейчас в Комсомольске-на-Амуре идёт подготовка к началу испытаний ещё двух опытных самолётов SJ-100, это борт 97012 (з/н 95157) c двигателями ПД-8 и частичной заменой импортных комплектующих, а также борт с з/н 97003 – двигатели ПД-8 и полная замена импортных комплектующих. Начало полётов этих ВС прогнозируется на первую половину 2025 года. По окончании заводских доводочных испытаний машины перебазируют в Жуковский, где они будут подключены к сертификационным полётам. Сертификат типа на импортозамещённый самолёт по программе SSJ-New планируется получить в декабре 2025 года.


Об автореСпециалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ФОТО: https://russianplanes.net/


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы рубрики «АВИАЦИЯ»:

Сколько лет разрабатывали реактивный пассажирский самолет в СССР?

Второй Ил-96-400Т для российской авиакомпании восстановили в Воронеже

В России совершил первый полет опытный образец нового 4-местного самолета «Танго»

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: