Как Як-38 испытывали с неподготовленных грунтовых площадок

Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38 в процессе своей эксплуатации проходил массу всевозможных испытаний. Не мог остаться в стороне от подобных работ и Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова, где эксплуатировались несколько «вертикалок». В середине 80-х годов прошлого века в рамках исследования возможности расширения условий базирования самолета Як-38 была разработана программа испытаний по базированию СВВП на грунтовых площадках. Для этих испытаний была выделена машина с бортовым номером 15, которая прошла необходимые доработки.

Так, например, на все воздухозаборники подъёмно-маршевого и подъемных двигателей, были изготовлены и установлены специальные защитные сетки. Их в процессе испытаний пришлось переделывать несколько раз.

Як-38 с установленными защитными решетками. Один из вариантов.
Защитные решетки на воздухозаборниках крупным планом. Другой вариант.

Летчиками-испытателями, задействованными в программе, были Леонид Лобас и Виктор Заболотский. Также полеты выполнял Валентин Назарян.

Сначала самолет с установленными защитными конструкциями был проверен на газовочной площадке, в том числе и с подвешенными макетами вооружения. Затем были выполнены полеты с бетонной ВПП на различных режимах, что позволило быть уверенными в надежной работе силовой установки.

Следующим этапом стали полеты именно с грунтовой площадки. Самолет при этом поднимал клубы пыли и снега. Результаты обнадеживали, но и вопросов оставалось немало.

Самолет Як-38 борт 15 взлетает с грунта.
Як-38 борт 15 в полете с защитными решетками. Сопла ПМД повернуты в режим вертикального взлета.

Параллельно прошли работы по взлету с мобильного трамплина, которые значительно позже были возрождены на авиасалонах МАКС. С трамплина на публике взлетали самолеты МиГ-21УМ и МиГ-29.

В конце программы испытаний на грунте стало понятно, что авиацию ВМФ она не заинтересовала, а ВВС своих Як-38 не имели и не особо хотели их эксплуатировать. Теоретически самолет мог работать с неподготовленных грунтовых площадок, но на практике более перспективным вариантом на тот момент казались автомобильные посадочные площадки, раскладывавшиеся для обеспечения взлетов и посадок Як-38, а также обеспечивавшие большую мобильность.

Борт 15 на стоянке.

Вскоре самолет использовавшийся в программе, привели в первоначальный облик и он продолжил полеты по различным тематикам ЛИИ имени Громова. В августе 1991 года он в паре с Як-38У был показан на Дне Авиации над Москва-рекой в Жуковском, В том полете его пилотировал Леонид Лобас, а на спарке был Андрей Синицын. А в 1992 году самолет был потерян в аварии, когда во время тренировки перед Мосаэрошоу-92, система автоматического катапультирования сработала при превышении значения крена/тангажа и катапультировала Виктора Заболотского.

Борт 15 на Дне Авиации 1991 года в Жуковском.

Материал публикуется в рамках сотрудничества с авторским Дзен-каналом «Авиация мира».

Оригинал публикации на Дзене: https://dzen.ru/a/Z2MTyjhYOWxI6Ui7


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как из советского перехватчика Су-15 сделали пятидвигательный самолет Т-58ВД

Про первый вертикально приземлившийся самолет на первом советском авианосце

Как на МиГ-27 поставили двигатель от Су-27 и что из этого вышло

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: