Российским ВКС передали два опытных УТС-800 с иностранными двигателями
Продолжающаяся в нашей стране много лет разработка учебно-тренировочного самолета для первоначальной и основной подготовки курсантов привела к тому, что имеются опытные машины двух моделей — Як-152 и УТС-800. Оба проекта столкнулись с проблемой отсутствия отечественного двигателя. При этом Як-152 начали летные испытания еще в далеком 2016 году, а первый УТС-800 поднялся в небо на рубеже 2023-2024 годов. Два опытных УТС-800 были переданы представителям ВКС России в декабре 2024 года, после чего многие блогеры и СМИ поспешили протрубить чуть ли не о начале серийного производства нового самолета. Но это крайне преждевременно — давайте разберем почему.
УТС-800 это попытка «ухватить свой кусок пирога» со стороны «Уральского завода гражданской авиации» (УЗГА), современного и амбициозного отечественного предприятия, где выпускают беспилотники, делали локализованную версию пассажирского турбовинтового L-410 и работают над новыми ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44 «Ладога». Как уже ранее писала «Техносфера. Россия», специалисты УЗГА столкнулись с тем, что для их проектов нет серийного современного российского двигателя.
Изначально на эту роль рассматривался турбовинтовой ВК-800С (мощность 800 л.с.), разработка которого велась на государственные деньги с начала 2010-х годов на предприятии «Климов» (сегодня «ОДК-Климов», Санкт-Петербург), затем в 2017 году все наработки передали УЗГА, где построили и обкатали опытные образцы, в 2019 году прийдя к выводу, что «всё нужно переделывать».
Был запущен проект ВК-800СМ, уже уральский. В январе 2023 года новый двигатель довели до стадии стендовых испытаний и сообщили, что он «легче и экономичнее» того, что было до перепроектирования. ВС-800СМ будет использоваться на вышеупомянутом УТС-800, пассажирских ТВРС-44 «Ладога» и ЛМС-901 «Байкал». Но пока первый летный экземпляр «Байкала», а затем и УТС-800 взлетели с иностранными моторами. «Ладога» пока еще не летала.
Спешка с выдачей военным двух УТС-800 всё с теми же иностранными «временными» силовыми агрегатами говорит о том, что пока до серийного производства нового учебно-тренировочного самолета далеко. Но у уральской машины больше шансов по сравнению с Як-152, который строили в Иркутске и неплохо облетали в единичных экземплярах. Дело в том, что яковлевская машина была создана под дизельный 12-цилиндровый авиадвигатель RED A03T V12 мощностью 500 лошадиных сил с винтом изменяемого шага, разработанный в расположенной на территории Германии компании RED Aircraft, а руководителя компании Владимира Райхлина «демократические» германские власти просто посадили в тюрьму на 5 лет после начала специальной военной операции за работу с Россией. При этом в конце 2023 года государственные совместные испытания Як-152 были завершены, и в ходе этих испытаний были подтверждены основные летно-технические характеристики самолёта. Три самолета налетали положенное, но двигателей нет и явно не будет в ближайшее время…
В ситуации на рубеже 2024 и 2025 годов получается, что УТС-800 «догнал» Як-152: есть три летающие машины, две из которых передали потенциальному заказчику для совместных испытаний, но нет готовых самолетов с российскими двигателями. Поэтому пока о каком-либо серьезном достижении говорить преждевременно. Ждем готовый ВК-800СМ и его обкатку в небе на российских самолетах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы о российской авиации:
4 стратегических бомбардировщика Ту-160 пополнят состав ВКС России