В России вернулись к созданию атмосферных спутников на базе БПЛА
Распространенная 24 декабря 2024 года в российских СМИ информация о старте отечественного проекта компании «Стратолинк» по созданию сети для развертывания связи в труднодоступных регионах на базе так называемых «атмосферных спутников» («псевдоспутники», «стратосферные спутники», по факту — высотные самолётоподобные БПЛА) не стала новостью для специалистов. Дело в том, что в 2016-2017 годах в нашей стране уже была успешно отработана технология создания беспилотников с аналогичным функционалом (см. наши материалы того времени о проекте — https://tehnoomsk.ru/archives/2301 и https://tehnoomsk.ru/archives/2423). Почему тогда не был доведен до внедрения этот перспективный проект и о чем идет речь в 2024 году?
Проект сети «атмосферных спутников» компании «Стратолинк» включает в себя создание 315-килограммовых БПЛА с электродвигателями, солнечными батареями и аккумуляторами, — с огромным 40-метровым крылом и полезной нагрузкой до 40 кг. Машины будут работать на высотах 18-25 км без посадки в течение месяца. Размещенное на беспилотниках оборудование позволит предоставить услуги связи, аналогичные спутниковой, но более дешевые в плане вложений в создание и развертывание такой сети. Еще одно направление использования «псевдоспутников» — мониторинг поверхности Земли (дистанционное зондирование, для которого используют дорогие спутники в космосе).
Для реализации проекта, который анонсировали российские разработчики в конце 2024 года, будут построены 2 БПЛА — демонстратора технологии, в уменьшенном масштабе — с 8-метровым крылом.
С точки зрения реализации, концепция компании «Стратолинк» вполне жизнеспособна. Остается ее реализовать и довести до полноценного внедрения, что потребует серьезных усилий и пусть меньших, чем для космических аппаратов, но всё-таки финансовых средств.
История с проектом 2016-2017 годов говорит, что несмотря на выгодные преимущества идеи и даже постройку опытных образцов, внедрение не всегда происходит как планировал разработчик. Так один из БПЛА «Сова» компании «Тайбер», пройдя успешно многие испытания, в 2018 году попал в зону сильной турбулентности на высоте около 20 километров и разрушился. Вероятно, это стало тогда причиной остановки данного проекта. При этом полеты опытных экземпляров продолжались в течение примерно полутора лет. Кстати, «Сова» летала на скорости около 32 км/ч и могла находиться в воздухе до 3 месяцев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы по теме БПЛА:
Российский БПЛА сделали управляемым через спутниковую систему Гонец