Про одно странное высказывание на тему гражданской авиации России

Один из построенных самолетов МС-21-300 во время испытательного полета.

Самое странное, что в конце 2024 года у кого-то возникла иллюзия, что можно взять и вернуться в 2007 год, когда не было никаких санкций (ну, поправку Джексона-Веника ещё не отметили, но кто её вспомнит, когда хочется видеть всё только в розовых очках). Некоторые предприниматели, класс которых представляет не только новоизбранный американский президент, но и споровший чушь вице-премьер РФ, считают, что у всего есть цена. Однако санкции ещё никто ни с кого не снимал. И да, мир фрагментируется, поэтому ограничения могут поступить откуда угодно. Геополитика штука тонкая, лучше оставить её специалистам, как и мировую экономику.

8 декабря 2024 года наш дорогой вице-премьер Виталий Савельев сообщил всем следующее«Если россияне готовы летать больше, если такой спрос есть, то Россия будет выстраивать отношения с ушедшими из страны компаниями Boeing и Airbus в случае их возвращения». То есть Россия будет покупать иностранные самолеты при росте спроса на авиаперевозки. Об этом заявил Савельев в интервью журналисту ВГТРК Павлу Зарубину в программе «Москва. Кремль. Путин».

А ещё были ранее поползновения в направлении каботажных рейсов (пустить в РФ на внутренние рейсы зарубежных перевозчиков). Виталий Геннадьевич — умный человек, но, видимо, несколько оторван от информационного пространства. Во-первых, самолёты к нам в ближайшие полсотни лет ни первый, ни второй производитель не поставят. Во-вторых, если бы даже поставили, то готовы были бы несколько более пострадавшие участники рынка в лице авиакомпаний с Урала и Сибири, а также синекрылого грузового перевозчика, чей флот оккупировал новопостроенную третью ВПП и значительную часть перрона активных терминальных комплексов? Ну в смысле набрать самолётов, а в случае чего снова окунуться в мир весёлых поставок ремфонда, а также поиска расходников по резко возросшей стоимости? А может быть, чтобы всем было выгодно и снова в зарубежный лизинг и с бермудским реестром? А зарубежные лизингодатели, попавшие на миллиарды валюты, заново начнут подписывать договора с минимальной ставкой?

Они там реально неисправимые… Либо это уже через него Airbus и Boeing пытаются вылезти на рынок, что тоже не исключено. Позвонил господин Франьятт, который долго тряс шевелюрой на Ордынке, например, и спросил, мол, дорогой друг, закинь там мысль в инфополе, как отнесутся, если я вновь заеду на Ордынку и привезу с собой флот, который раком поставил полмира, правда, но заодно и за друзей, которые отметились тем же, из-за океана спроси. И в плечо его толкает господин Линч, которому нужно пристроить кое-какой хлам. Я бы, честно, не исключал. За последние пару недель произошло столько событий, что любую версию исключать нельзя. Хотя Савельева нельзя назвать наивным. А вот в дружбе с Франьяттом замечен. Вряд ли он такое сказанул бы без согласия Франьятта.

Про каботаж разговоры утихли. Но для тех, кто его предлагает, хотел бы уточнить пару моментов. Первый – внутренний каботаж у нас ограничен исключительно нашим Минтрансом. Он может пустить в РФ на внутренние рейсы любого зарубежного перевозчика. Никакие санкции не распространяются на такие случаи. Зарубежные перевозчики летают в Россию, страховку можно оформить тоже в любом месте, на крайняк использовать не принадлежащие западным лизингодателям самолёты, которые могут страховать китайские или арабские страховщики (правда, без перестраховок, но то отдельная тема). То есть, чисто юридически, Минтранс может разрешить внутренний каботаж любому перевозчику (за исключением перевозчиков из ЕС, США, Канады, Японии и нескольких стран, которым запрещено использовать наше воздушное пространство).

Однако, одним всё, другим закон. Неофициально повлиять на такого перевозчика можно через аналог нашего вице-премьера в другом государстве. Условно, Иран лет пять назад попросил бы полетать ИрАэро у себя на внутренних рейсах на Суперджетах. Вроде бы всё нормально. Но господин Нерадько бы быстро нашёл управу на ИрАэро, чтобы те о таком и не помышляли, потому что Нерадько имел воздействие на всех перевозчиков. В Казахстане даже глава национального перевозчика иностранец, да и регистрация не так давно стала утекать в Ирландию. Видимо, сами хотят грабли на свой лоб примерить. Так что никому из казахов свои же не разрешат. Хотя ограничений и нет. Вроде бы. Просто мешает достижению цели – внутренней разобщённости страны и возникновению внутреннего напряжения. А тут мешать кто-то вздумал. Хотя китайцы бы могли, но у них свой замес во всю идёт в электронике. И так чем есть помогают, спасибо на том. Возможно, про каботаж тоже закидывают, исходя из чьего-то интереса.

Поэтому иных вариантов, кроме как делать всё самим, у нас нет. Как вариант – как «Сибирь» (S7) самим поддерживать эксплуатацию парка того, что есть. Но работа движется параллельно. И ситуация не изменится. Поэтому вместо нелепых надежд и оголтелой критики – помогайте, чем можете. Вон, четыре тысячи предложений от сотрудников Производственного центра «Яковлев» были интегрированы в технологический процесс сборки российского самолета SJ-100. Уверен, что если есть и вам что добавить, то обязательно учтут.

Об автореСпециалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert


Про ПД-35 и его потенциальный вариант для военно-транспортной авиации

Про первый полет импортозамещенного Ту-214 и самые знаковые проекты в гражданской авиации РФ

Новый российский двигатель ПД-8 для Суперджета снова ставят на Ил-76ЛЛ

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: