Атомная коммуникация: Как современная наука говорит с обществом
Сегодня мы живем в непростое время. Есть полное ощущение, что мы находимся на разломе эпох. И очевидно, что в сложившихся условиях общество должно найти в себе потенциал для решительного шага вперед. Ведь нам предстоит новая технологическая, культурная и экономическая гонка.
Технологии сегодня — это фактор, вес которого в глобальном противостоянии невозможно переоценить. Поэтому внимание к процессу создания технологий должно быть особым. В этом тексте я постараюсь обобщить те социальные решения, которые позволяют нашей стране создавать проекты, не имеющие мировых аналогов, уровня атомных ледоколов проекта «Лидер» или технологической платформы «Прорыв». Для этого мне понадобится проанализировать информационные аспекты деятельности госкорпорации Росатом в качестве модели, которую можно переносить на другие ключевые отрасли науки.
Сразу оговорюсь. Конечно, абсолютно ключевым вопросом подготовки инженеров, физиков, других высококлассных специалистов в любой из областей науки является качественное школьное образование. И это отдельная сверхважная тема, которой в этом тексте, тем не менее, касаться не буду. Здесь же речь пойдёт прежде всего о том, как построить информационную работу вокруг науки и технологий сегодня в обществе. Ведь технический прогресс это не только про техно-, но ещё и про социо-.
Для раскрытия темы предлагаю посмотреть на вопрос с трёх уровней: школьного, уровня студента/молодого специалиста и управленца. Постараюсь описать на примере атомной отрасли, как наука может выстраивать коммуникации на каждом уровне, чтобы обеспечить будущее. Для этого приводу свои наблюдения с IV Конгресса Молодых Учёных.
По прибытии на Конгресс, первым делом я отправился на стенд Росатома. Там обсуждали как поднять уровень преподавания физики в школе. Были непосредственно преподаватели, талантливые молодые учёные из МГУ-Саров (филиал МГУ в «Национальном центре физики и математики», город Саров — прим.ред.), представители Росатома и Студенческого совета МГУ. Слушаю спикеров и постепенно передо мной начинает выстраиваться вся цепочка. Совместно с Росатомом сильнейшие ВУЗы страны разворачивают программы по повышению квалификации преподавателей физики, чтобы те, в свою очередь, повысили уровень школьников, чтобы было кому через несколько лет работать в Росатоме. Вот это и есть планирование вдолгую.
Если мы поднимемся на уровень выше, то увидим как Амбассадоры Росатома занимаются просветительской деятельностью, а внутри самой корпорации кипит культурная жизнь. Это дает возможность молодым специалистам чувствовать сопричастность и возможность проявить себя. Не говоря о том, что эти формы активности могут стать дополнительным карьерным лифтом для молодого ученого или инженера.
Ну и на пленарных заседаниях Конгресса, где участвовали представители управленческого корпуса звучали тезисы об исторической преемственности сегодняшних суперпроектов и советского атомного проекта. Кроме того, обсуждалось, что атомная энергетика — это освоение Севера, вычислительные мощности, торговая логистика Северного морского пути и, наконец, оружие сдерживания. Иными словами, престиж и морально-психологическая планка отрасли крайне высоки в соответствии с масштабом, историчностью и важностью задач.
О чем это все говорит? О том, что отрасль подбирает язык смыслов для каждой возрастной группы и каждого профессионального этапа. Школьник получает внятную карьерную траекторию, студент или молодой специалист — возможность расширить свое социальное влияние и поддержку сообщества, а управленец — сопричастность масштабным и без преувеличения историческим задачам. Это язык современной науки, которым она говорит с представителями разных возрастов.
Отмечу, что отрасль ведет себя открыто в плане научно-просветительской деятельности и для широкой аудитории. Например, я захотел дополнить свою предыдущую статью рядом технических пояснений. И специально для медиаресурса «Техносфера. Россия» попросил заместителя директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, профессора Георгия Тихомирова рассказать про отличие нового поколения реакторов для атомных ледоколов проекта «Лидер». Я был приятно удивлён, когда получил вполне развёрнутый комментарий: «РИТМ-200: Реактор с интегрированными в корпус парогенераторами, транспортный, морской, физической мощностью 200 МВт. У РИТМ-400 мощность в два раза больше, но тип и принцип работы тот же самый. Это реакторы, в которых используется двухконтурная схема. Подобная схема используется в наших реакторах ВВЭР и западных PWR. Она является надежной и хорошо отработанной. В первом герметичном контуре вода при давлении около 16 МПа (160 атмосфер) проходит через активную зону и нагревается за счет реакции деления. Полученное тепло по парогенераторам передается воде второго контура, превращая его в пар. Пар можно использовать как для вращения винтов, так и для производства электричества. В реакторах РИТМ реализован комплекс активных и пассивных систем безопасности. Срок между перезагрузками топлива — до 10 лет. Назначенный срок службы незаменяемого оборудования — 40 лет, заменяемого оборудования — 20 лет», — пояснил профессор Тихомиров.
Мне кажется, я привел достаточно фактов, чтобы рискнуть сделать некоторое обобщение. На примере атомной отрасли я вижу новую модель коммуникации науки и общества. Очевидно, что нам нужно привлекать молодёжь в науку, а значит, эффективные наработки в этом направлении должны быть отрефлексированы и распространены.
Если вкратце, то модель можно представить таким смысловым полем:
- школьникам — карьерную траекторию
- студентам и молодым специалистам — социальную включенность и сопричастность сообществу
- управленцам — масштаб и участие в решении задач государственной важности
- ну и конечно, достаточно информации для широкой аудитории.
Искусственный интеллект, биотехнологии и космос — отрасли, также имеющие стратегическое значение для страны. На мой взгляд, было бы здорово, чтобы подобные модели смысловой коммуникации науки и общества широко применялись и в этих областях. Тогда мы сможем более прицельно формировать научно-просветительские продукты под государственные задачи.
Роман Джоланов, специально для медиаресурса «Техносфера. Россия»
Почему главной идеей импортозамещения должна стать фраза «начни с себя»