Разработка российских беспилотных дирижаблей ведется в Москве и Новосибирске
В России тема беспилотных дирижаблей и специализированных аэростатов остается актуальной. Связано это с тем, что затраты на эксплуатацию таких летательных аппаратов значительно ниже, чем вертолетов. В 2023-2024 годах разработки отечественных проектов в этой сфере представляли Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ДКБА) совместно с МГТУ имени Баумана (Москва) и Институт теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск).
Про проекты ДКБА информации можно найти достаточно много. Предприятие занимается данным направлением длительный период. Еще в 2014 году здесь был создан «дистанционно пилотируемый» дирижабль ДП-29. При длине почти 13 метров, диаметре (в миделе) около 3,1 метра и объеме оболочки около 70 кубометров этот аппарат мог с нагрузкой около 5 килограммов находиться в воздухе не менее 1 часа и двигаться со скоростью около 50 км/ч. Анонсировалось управление ДП-29 на дистанции до 10 км.
В 2023 году сообщалось, что другой аппарат ДКБА, схожий по размерам с ДП-29 (65 кубометров), в беспилотном варианте выполнил полет на расстояние около 200 километров со средней скоростью около 20 км/ч.
В 2024 году на выставке «Армия-2024» Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики показало перспективный малообъёмный привязной аэростатный комплекс для обеспечения безопасности объектов критической инфраструктуры, способный контролировать территорию площадью до 100 квадратных километров. Еще одно предназначение аэростата – размещение на нем ретрансляционного оборудования для создания радиопокрытия без «слепых зон».
Также в конце 2024 года прозвучала информация о совместной разработке ДКБА и МГТУ имени Баумана автономного свободного аэростата объемом до 5000 кубических метров с автоматизированной системой пневмобалансировки. Сообщалось, что этот аппарат будет рассчитан на долгое пребывание в воздухе.
В августе 2024 года Институт теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук представил на выставке «Технопром» в Новосибирске свой 6-метровый беспилотный дирижабль, оснащенный циклороторными двигателями. Разработчики представили свой летательный аппарат, как обладающий уникальными характеристиками в плане управляемости и маневренности. Точное позиционирование дирижабля обеспечивал спутниковый сигнал навигации. Было отмечено, что такие машины можно использовать для покрытия территорий связью (дирижабль-ретранслятор), доставки небольших грузов и освоения Арктики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ:
Начаты поставки российского БПЛА СКАТ 350М гражданским заказчикам
Российские военные заказывают свой многоядерный RISC-процессор для БПЛА