Первый в мире атомный ледокол «Ленин» отметил 65-летие с момента ввода в строй

История этого легендарного судна началась 20 ноября 1953 года, когда в СССР было принято решение о строительстве первого в мире атомного ледокола. 5 декабря 1957 года «Ленин» был спущен на воду, а спустя 2 года — 3 декабря 1959 года судно было официально принято в эксплуатацию. После 30 лет работы первый атомный ледокол прекратил водить суда по Северному морскому пути и был поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сохранить судно в тяжелые годы после падения СССР было очень непросто, но усилия многих неравнодушных людей помогли спасти атомного «Ленина» от грозившей ему разделки на металлолом.

29 февраля 2000 года по инициативе капитана Бориса Макаровича Соколова и под руководством Анатолия Васильевича Александровича был создан Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин». 5 мая 2009 года судно было отбуксировано к морскому вокзалу города Мурманска, где началось его преобразование в современный выставочный центр. В январе 2016 года министр культуры России Владимир Мединский подписал приказ о включении ледокола «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. В декабре 2024 года судно встретило 65-летие своего ввода в строй в качестве действующего современного музея. 

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» во льдах Арктики в 1962 году. Источник фото: ГК Росатом.

Постоянная экспозиция музея на базе первого в мире атомного ледокола включает в себя 17 судовых помещений.  Это кают-компания с показом музыкального и курительного салонов; столовая экипажа; носовое турбогенераторное (машинное) отделение; ПЭЖ (пост энергетики и живучести) – центр управления ядерной энергетической установкой; медсанчасть, в осмотр которой входит демонстрация операционной, лаборатории, рентген- и стоматологического кабинетов; пост наблюдения и управления ремонтом, через смотровые иллюминаторы которого посетители видят аппаратную выгородку – верхние части конструкции атомных реакторов и «плановый обход», воссозданный с помощью манекенов; типовая каюта для командного состава на шлюпочной палубе; салон капитана; ходовой мостик, где экскурсантам демонстрируются ходовая рубка, а также радио- и штурманская рубки.

Атомный ледокол «Ленин» используется в качестве музея, фото 2015 года, Мурманск.

Факты об атомном ледоколе «Ленин», которые стоит запомнить:

  • Инициаторами создания первого ледокола с ядерной энергетической установкой были советские ученые А.П. Александров и И.В. Курчатов
  • За время своей работы наш первый атомный ледокол провёл по Северному морскому пути 3740 судов
  • За всё время эксплуатации «Ленин» прошёл 654000 миль (более 1,2 миллиона километров!), из них во льдах 563600 миль
  • В создании судна принимали участие более 500 предприятий Советского Союза
  • При длине около 134 метров и водоизмещении 17810 тонн «Ленин» мог преодолевать льды толщиной до 1,7 метра
  • За 30 лет службы первого атомного ледокола у него было всего 2 капитана — Павел Акимович Пономарев (1896-1973, был капитаном «Ленина» в 1957-1961 годах) и Борис Макарович Соколов (1927-2001, был капитаном в 1961-2001 годах).

РСД-10 Пионер — советский предок БРСД Орешник, который не давал спать НАТО

Летающая Волга из СССР: Каким видели автомобиль будущего в 1960 году?

Про сохраненный уникальный Як-18ПМ с непростой историей

В России работает 113-летний круизный колесный пароход

Как на МиГ-27 поставили двигатель от Су-27 и что из этого вышло

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: