Каким будет первый российский поезд на водородных топливных элементах?
В 2025 году в России построят первый отечественный пассажирский поезд на водородном топливе, а в 2026 году планируется начать его опытную эксплуатацию на острове Сахалин с выходом к 2028 году на регулярные перевозки. Проект нового поезда в 2024 году разрабатывает Трансмашхолдинг, его специалисты уже представили эскизы будущей новинки. Сахалин выбран для тестирования неслучайно: здесь созданы первый в стране Восточный водородный кластер и полигон (там уже испытывают автомобиль на водороде Уральского автозавода — см. наш материал: https://tehnoomsk.ru/archives/14065) .
Собственно первая и главная задача проекта водородного поезда — отработка технологии эксплуатации. Для этого в 2026 году появится новая инфраструктура, а уже в 2024 году начата подготовка первых специалистов. В проекте по соданию первого российского поезда на водородных топливных элементах участвует также ГК Росатом.
Конструктивно новый поезд будет состоят либо из двух с бустерной секцией, либо из трех вагонов (два головных, промежуточный плюс бустерная секция). Силовые установки, системы хранения водорода и накопители энергии будут размещены в бустерной секции, которая будет проходной. 230 кг газообразного водорода будут размещены на крыше бустерной секции в специальной системе хранения.
Разработчики говорят, что из-за различных климатических условий, скорости и составности (2 или 3-вагонная компоновка) будет меняться дальность хода поезда. В 3-вагонном варианте она составит до 487 км на водороде и до 40 км на накопителях энергии, в более компактном — двухвагонном исполнении — до 725 км и 80 км соответственно. Для безопасного использования экологически чистого, но потенциально взрывоопасного водорода, в конструкцию поезда внесут необходимые технологические решения.
На первом российском водородном поезде будут использовать топливные элементы с протонообменной мембраной (PEMFC), также известные как элементы с мембраной из полимерного электролита (PEM), рассчитанные на эксплуатацию в широком диапазоне температур.
На эскизах представлен внеший вид и интерьеры перспективного российского водородного поезда. Источник: Трансмашхолдинг.
Новый УРАЛ-H2 на водородных топливных элементах испытывают на Дальнем Востоке
Построено первое российское судно проекта 00393 на водородном топливе без иностранных компонентов
Про первый в мире «водородный» самолет и разработку криогенных ГТД