Сколько танков в России. Часть вторая: про Т-72 и Т-90 всех мастей
Опубликованная недавно первая часть нашего материала, где речь идет о Т-80 сразу же оживила фанатов Т-72, который по их мнению «лучше и дешевле». Этот бесконечный спор обойдем стороной и отметим лишь, что сторона Т-72 и его «продолжения» в виде Т-90 победила в 1990-2000-х только через более серьезное лоббирование интересов «Уралвагонзавода» в Москве и подчинения ему практически уничтоженного к 2007 году «рыночниками» Омского танкового завода (Омсктрансмаш). «Семьдесят вторых» в Российской армии (и не только в ней) хватает, насколько — разберем в этой статье.
Начнем с того, что Т-72 будет постарше Т-80, и разработка его на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле началась в свое время по причине затянувшейся чрезвычайно доработки Т-64 из Харькова (о последних проектах Харьковского танкового завода — читайте здесь: https://tehnoomsk.ru/archives/14206). Военные хотели, как всегда, «много, дешево, проще». В итоге завод всё сделал, танк пошел в серийное производство. Массовое серийное производство. Только в Нижнем Тагиле с 1974 по 1990 годы собрали более 20000 Т-72, а всего (в том числе по лицензии за рубежом) — около 30000 единиц всех модификаций. Сколько из них остались вживых после развала СССР, локальных войн и «реформ» военной сферы в России?
Понятно, что официальной российской статистики, тем более после 2022 года, мы не увидим. Но из публиковавшихся ранее цифр и фактов, а также западных источников, можно сделать какие-то выводы. Так, наши враги из Великобритании в начале 2024 года утверждали, что во всех частях Российской армии Т-72 — всего 450 штук. Это достаточно спорно, так как даже упоротые пропагандисты киевского режима в 2023 году писали, что РФ располагает «около 7000 Т-72 на хранении», а количество модернизированных к 2022 году машин в вариант Т-72Б3М «превышает 1400 единиц». Для окончательного запудривания голов читателей иностранные источники повествуют об «огромных потерях» Т-72 в зоне специальной военной операции.
В публикациях нашего ресурса до начала СВО мы рассказывали с 2011 по 2021 годы Российская армия получила как около 750 Т-72Б3 (модернизация 2011 года) и более 500 Т-72Б3М (модернизация 2016 года), то есть не менее 1250 машин. Количество машин на хранении всегда вызывало много вопросов — то, что их «несколько тысяч» это факт. Здесь цифры и в 5000, и в 7000 одинаково хороши, ведь машины с хранения идут с 2022 года на заводы, где их превращают в современные, как в истории с Т-80БВМ, полностью меняя всё кроме корпуса. Объемы такой модернизации Т-72 после начала СВО — также тема покрытая мраком. Иностранцы предполагают, что по 300 и более машин в год. Так что «семьдесят вторых» хватает.
Серийное производство новых Т-72 больше не ведется, только вышеупомянутая глубокая модернизация в Б3М с «добавками» с учетом замечаний военных по итогам боевого применения. Запускать выпуск танков снова «с нуля» не имеет смысла — его заменил Т-90, который на Уралвагонзаводе производится серийно.
«Девяностый» начался как очередная модернизация позднесоветского Т-72Б (чтобы дотянуть его до уровня омского Т-80У) на закате СССР, но запуск его в производство превратился в попытку Нижнего Тагила вырвать себе все остатки уменьшившегося до смешного в «перестройку» и период правления проамериканского режима Ельцина госфинансирования ВПК. Это удалось. Став из очередной модернизации под шифром Т-72БУ «первым российским танком Т-90«, в какой-то степени машина позволила выжить Уралвагонзаводу. При Ельцине завод выпустил в общей сложности в 1992-1998 годах не более 130 машин. Правда, затем всё встало намертво. Только с 2001 года «девяностый» начали производить опять, но как экспортный вариант для Индии.
А уже с 2004 года Российская армия снова начала заказывать себе новые танки. До 2011 года выпустили около 500 машин — это были уже модернизированные танки Т-90А и Т-90АК. Затем разработали Т-90АМ («Прорыв-2») и его экспортную версию Т-90СМ. Наконец, ныне выпускаемая модификация Т-90 это Т-90М («Прорыв-3»). Серийное производство оценивалось иностранными источниками на уровне от 30 машин в год в 2021 году. Дальше, с началом СВО начался дежурный ералаш с цифрами из-за повышенной секретности и расхождений в источниках. Средняя оценка — не менее 60 новых машин в год (есть предположения о «более 100 единиц ежегодно» и т.п.). Количество Т-90 всех моделей по факту в Российской армии вражеские СМИ оценивают в «несколько сотен» машин, из которых «не менее 120-150» — машины последней версии Т-90М.
В общем, и Т-72, и Т-90, как и ранее описанный Т-80, пройдя модернизации, воюют на фронтах специальной военной операции. Танков хватает, как бы не изгалялись разные блогеры над появлением более старых машин типа Т-62М (см. материал о модернизации этой машины https://tehnoomsk.ru/archives/7792). Серийное производство новых машин ведется «с нуля» на Уралвагонзаводе, это две модели — Т-90М и Т-14 «Армата». Про количество последних поговорим в отдельном материале — в декабре 2024 года.
Читайте также:
Объект 477: Последняя разработка советского танкового завода в Харькове
Неизвестный российский гусеничный БТР оказался машиной поддержки тяжелых огнеметных систем
Сколько танков в России. Часть первая: Пытаемся разобраться с Т-80