Про первый полет импортозамещенного Ту-214 и самые знаковые проекты в гражданской авиации РФ
Впервые после импортозамещения поднялся в воздух Ту-214 RA-64509. Это один из трёх восстанавливаемых Ту-214, которые раньше эксплуатировались в «Трансаэро», по совместительству лучше всех сохранились и лучше других были готовы к полётам. Из RA-64509 сделали лабораторию, на которой сертифицируют импортозамещённые компоненты, которые позже будут использованы в серийном производстве.
По данным ОАК: полет состоялся на аэродроме Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова – филиала АО «Туполев» и продлился 1 час 10 минут. Воздушное судно пилотировал экипаж АО «Туполев». Были выполнены необходимые проверки систем и бортового оборудования. По данным экипажа, задание на полет выполнено в полном объеме. Цитирую по словам управляющего директора АО «Туполев» Константина Тимофеева, остальные комментарии будут позже. Оно и понятно – самолёт поднялся в воздух впервые после 7 лет простоя и длительных работ по восстановлению и импортозамещению. В этом полёте проверяли сам самолёт, а не смонтированные на нём системы. Речь в основном шла о вспомогательных системах, как СРПБЗ и TCAS, например. Впереди длительная серия полётов для сертификации, за это время ОАК создаст, наконец, смежников, которых порешал рынок, да и доведёт до ума новый цех на Казанском авиазаводе (КАЗ). Это были как раз реальные сроки готовности серии. Так-то КАЗ и за пару месяцев бы самолёт собирал, но не из чего, увы. Только вот теперь интересно – будут ли импортозамещать уже произведенные самолёты для Специального лётного отряда? И стало ли это новостью для тех, кто отстаивал в нём Ту-214, как полностью отечественный?
Также хотел спросить, что думают про ситуацию те, кто доказывал с пеной у рта, что Ту-214 — полностью отечественный и готов к запуску производства? А виновато якобы было Правительство, которое не давало зелёный свет. В 2022 году дали и свет, и денег. Производство вообще встало. Оказалось, что проблема в том, что в самолёте куча всего зарубежного. Но виноваты опять власти России. Но в девяностые жили при капитализме – там решал рынок, государство не вмешивалось. А в нулевых «Туполев» благополучно жил на поддержании лётной годности огромного парка Ту-134/154/204, а также военных самолётов. Никто, как Погосян со своим «Суперджетом», не обивал пороги Минпромторга РФ с просьбами дать денег на цеха, поднять вопросы производства компонентов. Нет, всех всё устраивало. Поэтому в проблемах Ту-214 виноват в первую очередь «Туполев».
Но несмотря ни на что сегодня у КАЗа и «Туполева» праздник. Они пробежали эту дистанцию и теперь остались более скромные шаги до серии. По Ту-214 сделан ещё один шаг. И до конца года мы должны увидеть в небе ещё и Ту-214 RA-64535, совершенно новый борт. По моим данным, в него салон впихнуть толком не успели, что-то сделали, вроде панелей, но нет ни кресел, ничего. А в комментариях говорят, что салон в нём. Проверить сейчас нет возможности. Но это уже не так важно. Пусть летит.
Судя по планам, в 2025 году мы увидим первые результаты работы ОАК за последние три года. В оставшиеся недели 2024 года ждём импортозамещённый Ту-214 и ПД-8 на «Суперджете». Тогда будет собрано комбо. А в следующем году всех троих периодически обещают в серию и в перевозки. И если у МС-21 и Ту-214 это, в первую очередь, касается огромного количества второстепенных действий, то у «Суперджета» всё упёрлось в ПД-8, который уже третью серию полётов наматывает на лаборатории. В этот раз со всех сторон сообщают: уже чуть-чуть и под крыло. Но не хочется торопить события.
Кстати, ещё наблюдения. О этом полёте Ту-214 RA-64509 раструбили все каналы и СМИ. Только вот в канале Росавиации (которая вроде и ни к месту, но частично её тоже касается), написано про многочисленные встречи Ядрова с чиновниками с фотографиями рукопожатий, есть три поздравления работников транспорта (который постольку-поскольку относится к авиации), и информация про новый терминал аэропорта Мухино. Про Ту-214 ни слова, хотя событие важное. Но Росавиация усиленно игнорирует авиапром и вместе с таким же Минтрансом (которые более остальных причастны и к бермудской регистрации, и к засилью иномарок) усиленно ищут кого-нибудь для каботажа, чтобы угодить кому-то из враждебных государств, видимо. Иначе как назвать их действия язык не поворачивается. Что ж, видимо Росавиации нечего праздновать, а мы отметим.
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert
Фото: ОАК