В течение 2024 года ВКС России получают 3 партии истребителей пятого поколения Су-57
В начале ноября боевая авиация России пополнилась второй в 2024 году партией серийных Су-57. Боевые самолеты пятого поколения продолжают своевременно поступать в ВКС: на очереди третья партия до конца года, производство которой завершают на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Официальные данные о количестве переданных военным Су-57 не публикуются, но в 2023 году разные источники приводили также не подтвержденные сведения о выпуске 12 машин за год. Вместе с тем, в ноябре 2024 года впервые появилась экспортная версия Су-57 — Су-57Э, которую представили на авиасалоне в Китае вместе с новым экспортным двигателем под обозначением «изделие 177С».
Поставки Су-57 в ВКС России на 2024 год были анонсированы с новым двигателем под обозначением «изделие 30» (некоторые источники называют его как АЛ-51Ф). Подтверждений, что «пятьдесят седьмой» получил новые двигатели никто не приводит, и не будет приводить еще какое-то время: Россия ведет специальную военную операцию, и передаваемая в официальных источниках информация по большей части ограничивается и дозируется. Также и по количеству построенных в 2024 году самолетов. Завод имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре ограничивается такими кадрами новых Су-57 с удаленными бортовыми номерами:
На фото: передача второй партии Су-57 ВКС РФ в ноябре 2024 года
Если же исходить из публиковавшихся до 2022 года данных, то первый заказ, который разместили наши военные на Су-57 включал в себя 76 машин. Разные неофициальные источники, в том числе специализированные российские и зарубежные интернет-ресурсы, оценивают общее количество переданных по состоянию на ноябрь 2024 года ВКС России серийных боевых самолетов пятого поколения в диапазоне от 27 до 30 машин (в конце года отметку в 30 машин гарантированно пересечем с поставкой третьей партии). Именно серийных, без учета собранной до 2018 года опытной партии из 10 машин, на которой отрабатываются разные системы. Выросшие с началом СВО темпы серийного производства Су-57 позволяют предположить, что все 76 заказанных машин будут сданы военным в течение примерно 3-4 лет, то есть как ранее и планировалось — к 2028 году. Продолжение серийного производства после этой даты в виде еще одного госконтракта вполне прогнозируемо: первые партии серийных «пятьдесят седьмых» были оснащены «двигателями первого этапа», а новые идут с «изделием 30» («двигатель второго этапа») — изначально предполагалось, что все серийные машины будут с «двигателями второго этапа», но пока завершали испытания и доработки силовых агрегатов, военные требовали начать поставки Су-57 и возникло компромиссное решение. Запуск в серию «изделия 30» ведет к тому, что его получат все 76 заказанных машин для наших ВКС. Будет это в итоге ремоторизация или просто выпуск еще одной партии с переделкой Су-57 с движками первого этапа в экспортный вариант с продажей зарубежным заказчикам, трудно судить.
Пару слов об экспортном варианте Су-57Э, разговоры о котором резко активизировались в ноябре 2024 года после первого его официального показа его в Китае. Машина отлично дебютировала на авиасалоне Airshow China, где на ней выполнили зрелищную программу с элементами высшего пилотажа, что вызвало ожидаемую истерику всех ненавистников российской военной техники за рубежом.
Впервые речь о Су-57Э зашла в 2019 году, когда появилось сообщение, что один из ведущих покупателей нашей техники зарубежом — Алжир — анонсировал приобретение 14 таких машин. После Airshow China 2024 в СМИ появились неуточненные пока сведения о заключенных контрактах на поставку Су-57Э. Обратим внимание, что экспортный вариант всегда отличается от той версии, что строится для нашей армии, более скромными возможностями.
Источник всех фото: ОАК