Где будет использоваться новый российский авиадвигатель — изделие 177С?
Премьерный показ нового российского авиадвигателя, представленного как «изделие 177С», на выставке в Китае Airshow China 12 ноября 2024 года вызвал большой интерес у специалистов и любителей авиации. Расплывчатая формулировка в официальных сообщениях о том, что двигатель предназначен «для самолетов оперативно-тактической авиации имеет улучшенные характеристики и относится к пятому поколению«, добавила интриги. Давайте разберёмся, о чем всё-таки идёт речь?
Перед нами новый турбореактивный двигатель, полностью соответствующий габаритам и массе одного из наиболее массовых российских авиадвигателей АЛ-31Ф, использующегося на боевых самолетах семейства Су-27 (в том числе Су-30, Су-33 и Су-34) и имеет полную взаимозаменяемость с АЛ-31. Также на авиасалоне в Китае на стенде, где был показан полноразмерный макет «изделия 177С», была представлена информация о том, что новый силовой агрегат имеет увеличенный до 6000 часов назначенный ресурс, а удельный расход топлива снижен на всех режимах работы. Тяга нового российского двигателя на полном форсированном боевом режиме составляет 14500 кгс, на максимальном боевом режиме — 9000 кгс, удельный расход топлива на максимальном боевом режиме 0,77 кг/кгс × ч.
Наверное, для разбирающихся в отечественном двигателестроении уже понятно, что перед нами продукт, близкий к АЛ-41Ф1, с возможностью применения на всех самолетах семейства Су-27 и экспортных версиях более свежих машин — Су-35Э, Су-57Э и Су-75Э (экспортные модификации в нашей стране обозначаются добавлением буквы «Э» после названия). Для тех, кто не в курсе — что за АЛ-41?
АЛ-41 («изделие 117») — схожий по габаритам и внешне с АЛ-31 отечественный двигатель для боевых самолетов, использующийся в модификации АЛ-41Ф1С на многофункциональном истребителе Су-35 и в модификации АЛ-41Ф1 на истребителе пятого поколения Су-57. При производстве Су-57 этот двигатель также называют «двигателем первого этапа» — его должен сменить полностью новый и еще более совершенный «двигатель второго этапа» или «изделие 30» (пока неофициально называется в СМИ как АЛ-51Ф1, анонсированная тяга на полном форсированном боевом режиме 18000 кгс). Несмотря на внешнее сходство АЛ-41 с АЛ-31 по информации разработчиков это на 80% отличающиеся между собой силовые агрегаты.
Прогресс в создании «изделия 30» по неофициальным данным, которые можно найти на разного рода авиационных форумах и специализированных сайтах, в 2024 году дошел до запуска новинки в производство, и вполне вероятно (это пока предположение), что появилась экспортная версия двигателя предыдущего поколения, основанная на решениях АЛ-41Ф1 и каких-то дополнительных составляющих, — то есть представленное в Китае в ноябре 2024 года «изделие 177С». Пока этой гипотезе официального подтверждения нет, но показ двигателя на международном мероприятии экспортного характера, где также впервые была представлена экспортная версия Су-57 — Су-57Э, практически это подтверждает.
На фото: Авиационный двигатель 177С, созданный ОДК, относится к пятому поколению. Источник фото: ОДК