Откуда в новостях о российской науке и технике берутся комментаторы-зомби?

Как вы знаете, друзья, много лет я веду медиаресурс «Техносфера. Россия» (сайт https://tehnoomsk.ru/ + соцсети + каналы в Дзен и Телеграм). Главная идея ресурса – рассказывать только об отечественных технологиях или об их производных, используемых в других странах. Все эти годы в комментариях происходит одна и та же история. Информация, связанная с позитивными достижениями наших ученых, инженеров и рабочих, вызывает набеги «диванных комментаторов» и своеобразные волны их психического возбуждения. Закрывать комментарии не хочется, но периодически приходится банально банить часть комментаторов. Почему? Потому что часть «интернет-экспертов» по российской науке и технике, о которой идет речь, пишут настолько шаблонные вещи, что становится грустно за их душевное здоровье. В общем, называю таких «комментаторами-зомби» и поясню, в чем же заключается их шаблонность и неадекватность.

Вменяемый человек в споре приводит аргументы, может логически выстроить разговор и не переходит на матерную лексику, если оппонент не прав. Как вы уже поняли, есть полностью противоположная группа пользователей, которые всё делают наоборот. Необязательно, что это боты или тролли на зарплате. Но шаблонное поведение их весьма показательно. Разберем на примере моей недавней публикации о том, как некоторые российские СМИ запустили «черную» компанию против АвтоВАЗа, использовав официально не подтвержденные негативные отзывы чиновников об автомобиле «Лада Аура».

В материале я обратил внимание на явно прослеживающийся в данной теме «наброс на вентилятор» и его внедрение в сознание читателей. Тут же в комментариях в соцсетях и на Дзене появились диванные бойцы, которые действовали по следующим схемам:
1) «Вся российская техника плохая, автор сам ездит на иномарке»
2) «Лучше я буду ездить на старой машине, русскую не куплю, статья автора проплачена АвтоВАЗом»
3) «Вот в СССР машины были лучше, а сейчас все плохие»
4) «Вот в Китае (США, Японии, Германии… — нужное подчеркнуть) машины умеют делать, а у нас нет»
5) «Российские чиновники все напрочь казнокрады, взяточники и враги народа, поэтому российский автопром плохой, всех надо расстрелять».
Примерно так, тезисы иногда перемешивались между собой. Если при этом абстрагироваться от конкретных фраз, то на выходе наши «критики» оказывались банальными зомби, которые готовы без устали выдавать в эфир свои кричалки, и при любой попытке предложить начать аргументированное обсуждение ударялись в истерику, сыпали проклятиями в адрес автора, российской промышленности, властей России и вообще нашей страны в целом. Клиника? Необязательно. Комменаторов-зомби формируют вполне себе российские и читаемые СМИ.

Простой пример. Чтобы в тему про автопром, раз уж начали. Возьмем один многими уважаемый за историю, тянущуюся аж из 1920-х годов, и достаточно подробные обзоры свежих моделей, отечественный ресурс. Так вот до 2022 года это издание превратилось в рупор зарубежного автопрома, где измученные, возможно от обилия поступавших рекламных денег, авторы, усиленно и ярко пиарили новые машины из Европы, США и Японии, всегда дополняя свои истории упоминаниями «во всем уступавших» им российских новых автомобилей. В 2022 году можно было наблюдать агонию обзорщиков, которые обнаружили, что мир стал не таким привычным. Но буквально за несколько месяцев ребята очень неплохо переобулись и теперь уже без устали хвалят китайские машины. Понятно, что русские снова не такие, правда, стоят намного дешевле. Но на это никто не напирает. Иностранное (какое бы оно ни было) получается в приоритете. Дилеры денег подкинули на рекламу, и всё: моем населению головы дальше. Суть данной истории: «авторитетное» издание работает для формирования «зомби». Тех самых, что на любой новости про какую-либо русскую новинку вам набегут в комментарии и выльют волны своего гнева. И если бы это издание было лишь одним в своей сфере!

Когда в медиа всех видов (сайты, каналы, остатки печатных изданий) 24/7 хвалится иностранная продукция: идут эротические рассказы о новых достижениях западных ученых (не факт, что реальных), о невиданных проектах зарубежных стартапов (которые потом так никто и не видел) и просто тупо публикуется переводной контент как «новости техники», процесс зомбирования никто не останавливает. До сих пор никто не следит за тем, что периодически транслируют госканалы, где «новые технологии» для многих это новая модель китайского телефона или электромобиля. Они, конечно, и про наши какие-то разработки рассказывают, но часто очень топорно, не всегда грамотно, и без таких сочных картинок и фактов, коими их зарубежные коллеги снабжают свои истории.

Ну и напоследок стоит особо упомянуть такое чисто отечественное явление как «секта свидетелей СССР», когда разного рода политические пройдохи, псевдокоммунисты и непонятные радикалы с советской символикой на аватарках, с поросячьим визгом накачивают соцсети рассказами, что все нынешние производственные и научные проекты «уже были созданы в СССР», «заводов нет», «всё распилили» и т.д. Своих зомби эти граждане-манипуляторы выращивают через бесконечные волны ностальгических позитивных картинок из советского прошлого и параллельной накачки агрессией против современной российской реальности. Кстати, тут решается еще одна важная для манипуляторов задача — раскол общества по древней, но еще работающей, схеме «красные» vs «белые». За границей всегда мечтали, чтобы в нашей стране убивали друг друга, а они будут снимать с этого сливки…

Резюмирую свой рассказ. Умственно пораженные русскоязычные интернет-пользователи, атакующие изо дня в день российские новости науки и техники, это не только укроботы, но еще и результат работы именно отечественных СМИ а также тех, кто должен в стране отвечать за информационную политику. Парадоксально, но мы имеем ситуацию, когда за патриотическим фасадом вполне себе неплохо существуют особи, ненавидящие своих сограждан за то, что последние работают и создают что-то новое. Сознательно или нет, это уже вопрос для специалистов, которые такой темой занимаются. Но проблема вполне себе фиксируется уже не один год.

Евгений Белкин,
учредитель и главный редактор медиаресурса «Техносфера. Россия»
Источник фото: АвтоВАЗ
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: