Атомный флот России: Тема, которая касается каждого

Об освоении Арктики, атомном ледокольном флоте и туристическом маршруте по Северному морскому пути рассказывает новый автор на нашем медиаресурсе — Роман Джоланов.


Еще в школе…

Еще в школе я читал про таяние льдов Арктики и страшный «парниковый эффект». Мол, человек своей промышленностью и жизнедеятельностью понаделал дырок в озоновом слое, а теперь тают льды. Человек — плохой и сам виноват.

Позже стали появляться сомнения в таком научном подходе. Даже, некоторые предположения о том, что подобная аргументация появилась не без участия американских гигантов химической промышленности. Передел рынка в свою пользу — это тоже, своего рода, наука. Не правда ли?

Ну, а совсем недавно мы узнали о том, какую страшную угрозу всему прогрессивному человечеству несет коровий метеоризм. Тут уже стало ясно, что поле экологических гипотез беспредельно широко, и ограничивается только недостатком фантазии.

Однако, каковы бы ни были причины таяния льдов: естественные, антропогенные или коровьи, — льды Арктики действительно тают. И быстро. Это уже не гипотеза, а факт.


А что это значит?

Это значит, что постепенно увеличиваются возможности для разработки недр и судоходства в регионе. А возить и разрабатывать, действительно, есть что.

Вот, например:

— огромные залежи нефти и газа

— уран (атомная энергия)

— литий (аккумуляторы)

— теллур (солнечные батареи)

— кобальт, титан, галлий (радары и средства РЭБ)

— редкоземельные металлы, например, германий (чипы)

— хром, марганец, цинк, золото и т д.

Теперь встаёт вопрос, кому все это достанется. На Арктику претендуют Россия, Дания, Канада, Норвегия и США. Последние четыре — члены НАТО.


Значит ли это, что драка неизбежна?

По крайней мере, жесткой конкуренции точно не избежать. И тут самое интересное: чем будем конкурировать.

Во-первых, Россия — это единственная страна, имеющая свой атомный ледокольный флот. И это даёт нам абсолютное стратегическое преимущество в плане логистики по Северному морскому пути.

Во-вторых, помимо ледоколов существуют еще ряд уникальных проектов, каждый из которых заслуживает отдельной статьи. Например, российская плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» в порту города Певек. Такая ПАТЭС может обеспечить электроэнергией город с населением до 100 тыс. человек. Также, вырабатываемая электроэнергия используется горнодобывающими предприятиями Чукотки.

В-третьих, мы наращиваем в Арктике свое военное присутствие. «Арктический трилистник» (НА ФОТО) и «Северный Клевер» — суперсовременные военные базы, обеспечивающие стратегические интересы России в регионе.  Снаружи похожи на космические корабли посреди ледяного Космоса.

 


Про Северный морской путь и атомные ледоколы поподробнее…

Если по Суэцкому каналу грузы из Европы в Азию доставляются, в среднем, за 35 дней, то по Северному морскому пути — за 18-20 дней.

Кроме того, Северный морской путь дает следующие преимущества:

– Отсутствует угроза пиратства

– Отсутствуют ограничения по габаритам

– Меньше затраты на топливо

Есть одно «но». Нам предстоит обеспечить круглогодичное движение грузов по пути с четким графиком и вне зависимости от сезона. А для этого нужны мощнейшие атомные ледоколы с повышенной ледопроходимостью.

Ледокол проекта 22220

В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входит 7 ледоколов и атомный контейнеровоз «Севморпуть». Но даже самые мощные и новые из них – проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — оставляют за собой не достаточно широкие каналы для движения последующих судов и не достаточно быстро ломают толстый лед, чтобы обеспечить высокую скорость доставки в зимний период.

Поэтому в конструкторском бюро «Айсберг» было создано новое поколение ледоколов проекта 10510 «Лидер». Этот проект позволит нам превратить Северный морской путь в международную транспортную артерию. Строительство перового такого ледокола уже начато на Дальнем Востоке.

Ледокол проекта 10510 («Лидер»)

На «Лидере» будет установлена новая ядерная энергетическая установка РИТМ-400. Ее мощность составляет 315 МВт, что почти в 2 раза больше, чем мощность РИТМ-200, которые используются на атомоходах проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал»).


Хорошо, про добычу, логистику и энергетику понятно. А как насчёт туризма на атомных ледоколах? 

Чтобы хорошенько разобраться в этом вопросе, я взял мини-интервью у Олеси Пшенишной, участницы тура на атомоходе «50 лет Победы».

Олеся Пшенишная на фоне атомного ледокола «50 лет Победы» проекта 10521, построенного в 1993-2007 годах.

— Олеся, расскажи, пожалуйста, сколько дней длилось путешествие?

— Путешествие на Северный полюс на ледоколе обычно длится от 10 до 14 дней, в зависимости от выбранного маршрута, погоды и особенностей судна. У меня было две таких поездки. Первая состоялась в начале июня, когда лёд ещё оставался толстым, что усложняло проход и увеличивало продолжительность пути до 14 дней. Вторая поездка пришлась на август, когда льды уже начали таять, тут мы уложились в 10 дней.

— Есть ли эффект качки?

— На ледоколе пассажиры чаще сталкиваются с вибрацией, которая возникает практически постоянно во время движения судна, особенно при работе двигателя на высокой мощности. Качку же можно почувствовать лишь эпизодически, когда корабль пересекает участки открытой воды или сталкивается с крупными ледовыми образованиями.

— Чем кормят на борту?

— Питание на борту четырехразовое, организовано в формате шведского стола. На ужин также доступен шведский стол, плюс дополнительно можно заказать блюда по меню а-ля карт, включая варианты для вегетарианцев. С таким разнообразием трудно удержаться в форме.

— Какой состав участников: возраст, пол, профессии? Удалось с кем-то познакомиться и пообщаться?

— Я встретила совершенно разных людей, представителей различных возрастов и профессий. Но, несмотря на всю эту разность, меня не покидало ощущение, что там собираются особенные личности – те, кого можно назвать «сверхлюдьми». Каждый человек, с которым я общалась, был уникальным мастером своего дела. Например, я познакомилась с Марией Кудревич – девушкой, чья энергия и энтузиазм буквально светились изнутри. Она – эколог, научный сотрудник Академии наук Беларуси, где активно трудится над диссертацией по геоэкологии. Помимо этого, Мария организует научно-популярные мероприятия в Минске, делясь своими знаниями и вдохновляя других. Эта лучезарная девушка оставила неизгладимое впечатление в моем сердце.

— Нужно ли как-то готовиться, закаляться перед такой поездкой?

— Закаляться я думаю, что не стоит. А вот психологическая готовность должна быть, поездка на Северный полюс — это уникальный опыт, но одновременно и испытание. Важно быть готовым к длительным переходам, ограниченному пространству на корабле и отсутствию привычных удобств и интернета. Умение адаптироваться к новым условиям и справляться со стрессом будет полезным.

— Что взять из одежды, что положить в аптечку?

— Обязательно надо взять тёплую одежду, термобелье, водонепроницаемые куртки и брюки, хорошие ботинки, шапки, перчатки и солнцезащитные очки. На борту судна работает медблок. Но я бы порекомендовала пройти медицинский осмотр и убедиться, что нет противопоказаний к длительному пребыванию в экстремальных условиях. Также стоит взять с собой необходимые лекарства, особенно если у вас есть хронические заболевания.

Есть ли возможность видеосъёмки с помощью коптеров для пассажиров?

— Съемки с коптера проводятся по согласованию с капитаном судна. Например, на пути мы увидели айсберг. Пассажиры приглашаются на открытые палубы, а ледокол сбавляет ход. Если погода позволяет, то можно поднять коптер и снять айсберг. Но есть места в Арктике, где съёмки с коптера категорически запрещены. Например, у скалы Рубини. В южной части архипелага Земля Франца-Иосифа, на западе острова Гукера находится один из самых крупных арктических птичьих базаров. На скале Рубини гнездовье устроили десятки тысяч птиц. Орнитологи с легкостью увидят здесь толстоклювых кайр, бургомистров, глупышей, люриков и чистиков.

— Какие активности есть на борту и как проходит день?

— День участников экспедиции расписан по часам. Он составлен из различных занятий и встреч с интересными людьми. Например, с полярниками, зоологами и другими людьми, работающими в Арктике. Каждый найдёт себе что-то интересное. Есть возможность сходить в спортзал или бассейн.

В беседе до интервью ты сказала, что жизнь «разделилась на до и после». Почему?

— Моя жизнь действительно разделилась на «до» и «после». До путешествия на Северный полюс мне казалось, что это нечто нереальное, и в моей голове существовали определённые рамки. После этого опыта я поняла, что любые ограничения находятся исключительно внутри моего сознания, и нет ничего невозможного — нужно лишь искренне желать и стремиться к своей цели. Моя жизнь кардинально изменилась после того, как эти внутренние границы исчезли сами собой.

— Каковы перспективы северного туризма: станет ли это массовым востребованным направлением?

— Интерес к Крайнему Северу возрастает с каждым годом. Для его развития требуется выстроенная инфраструктура: дороги, гостиницы, кафе и рестораны. Если говорить о морском туризме, то нужны специализированные суда и детальная проработка маршрутов, чтобы рейсы были круглый год.

— Кого встретили из животных?

— Мне удалось увидеть семейство белых медведей, нерп и как мне показалось двух моржей.

— Возможно, удалось заметить какие-то особенности работы команды атомохода. Можешь ли что-нибудь сказать о специфике их работы?

— В состав российского атомного ледокольного флота в настоящее время входят: универсальные атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал» мощностью 81,5 тыс. л.с., два атомных ледокола мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный контейнеровоз «Севморпуть» мощностью 40 тыс. л.с. За эксплуатацией атомного ледокола «50 лет Победы» стоит экипаж из 94 человек.

Начнем с ходового мостика. Здесь находится основное устройство управления судном – это телеграфы трех главных электродвигателей, через которые старший помощник капитана (старший вахты) управляет ледоколом. Также на ходовом мостике вахту несет вахтенный помощник капитана, у которого на рабочем месте имеются электронная картография, радиолокационные радары, эхолоты и другие приборы

В центре ходового мостика (в диаметральной плоскости судна) расположен штурвал, откуда вахтенный матрос управляет судном и удерживает заданный курс. Рулевой исполняет приказы старшего вахты, но это не отменяет его важность. Опытные рулевые матросы очень ценятся в ледокольном флоте.

Палубная команда в составе боцмана и матросов осуществляют различные швартовные и грузовые операции.

На центральном посту управления несут вахту – старший вахтенный механик, который осуществляет эксплуатацию паротурбинной установки, электромеханик, в обязанности которого входит эксплуатация электроэнергетической установки и 2 инженера-оператора, которые занимаются управлением двух реакторных установок. Также на вахте находится вахтенный механик, электромеханик по автоматике, два моториста и электрик.

Все вахты идут по 4 часа с промежутком отдыха в 8 часов.
Также на судне работают два инженера по радиационной безопасности, в обязанности которых входит контроль радиационной обстановки на судне.


Ледоколы проекта 22220 на Северном морском пути

Подведем итог:

Арктика с ее недрами – это лакомый кусок в международной политической игре. Стратегически обладание этой территорией означает контроль над логистикой и товарооборотом, военное присутствие на смежной границе с другими государствами (не особо дружественными) и добычу нефти, газа и других ценных природных ресурсов. Также проекты по освоению Арктики развивают экономику и промышленный потенциал Русского Севера.

Все эти факторы диктуют необходимость развития Севера. Появление атомоходов проекта «Лидер» станет еще одним серьезнейшим шагом в этом направлении.

Роман Джоланов

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: