Про прорыв северокорейского ракетостроения и его корни из бывшего СССР
Прочитав заголовок этого материала, многие читатели скажут «Мы так и думали». Но не всё так просто. Речь идет не о проданных на закате СССР чертежах баллистических ракет в КНДР, а о реально мощном технологическом прорыве, когда во второй половине 2010-х годов в небольшом государстве на Корейском полуострове «вдруг» появились практически современные межконтинентальные баллистические ракеты. А потом в течение еще нескольких лет они стали серийными и достигли уровня, позволяющего наносить удары по любой точке мира с использованием ядерных боеголовок. Так, проведенные в конце октября 2024 года летные испытания твердотопливной трехступенчатой МБР «Хвасон-19» показали, что она имеет дальность полета до 15000 км в пересчете на пуск по обычной баллистической траектории.
Небольшое уточнение: Из-за маленького размера территории КНДР и прилегающей морской зоны северокорейские военные производят пуски не на чистую дальность, а в высоту, потом пересчитывая результаты. Например, «Хвасон-19» отработала 5165 секунд полета, поднялась на высоту около 7000 км, а ее учебная боевая часть при этом упала в море в 1000 км от места запуска. Если бы ракету пускали по «обычной» траектории, то она пролетела бы около 15000 км.
Но вернемся собственно к крайне быстрой разработке современного поколения МБР, которая вывела КНДР к началу 2020-х годов в число мировых лидеров. Да, то, какими ракетами нового поколения обладает сегодня Корейская народно-демократическая республика, можно встретить только у России, Китая, США и с некоторой натяжкой у Великобритании и Франции. Израиль и Иран идут еще дальше. Впрочем, у Ирана есть шансы также серьезно подтянуть свой уровень – с КНДР у них много лет хорошие отношения. Но если говорить именно о серийных ракетах большой дальности, то это только Россия, Китай и США. И теперь еще и Северная Корея. Неплохо для страны, где население не доходит и до 30 миллионов человек, а уровень многолетнего санкционного давления извне очень высокий. Кто же помог корейским товарищам прыгнуть из собственных разработок уровня СССР конца 1960-х годов на что-то напоминающее уже наши МБР? Нет, не китайские, и не российские соседи, а одно государственное образование, которое так и не смогло стать полноценной страной, зато распродало по всему миру богатейший технический потенциал и наработки доставшихся бесплатно в 1991 году при распаде Союза военных предприятий и конструкторских бюро. Совершенно, верно. Это то, что вы назвали.
Корни случившейся ракетной революции Пхеньяна растут из советского завода Южмаш в Днепропетровске, который киевский режим переименовал в Днепр. Южмаш был очень крупным предприятием, где с 1951 по 1991 годы создавался ракетный щит СССР. Здесь также работало конструкторское бюро «Южное», в котором у истоков стоял легендарный Михаил Кузьмич Янгель (1911-1971). На этом предприятии в советское время производили самые массовые советские баллистические ракеты Р-12 и Р-14. В конце 1970-х годов там была разработана межконтинентальная Р-36М — стратегический ракетный комплекс третьего поколения с тяжелой двухступенчатой МБР (известна как «Сатана» в терминологии противника). В 1990-2000-е годы Южмаш серьезно сбавил обороты, но держался на плаву благодаря участию в совместных с Россией проектах в гражданской космической сфере. Завод производил ракеты-носители «Зенит» для нашей космической отрасли. В 2012-2014 годах была попытка начала производства двигателей для европейской ракеты-носителя «Вега» и американского «Антареса», работа с Россией продолжалась. Собственно 2014 год стал последним относительно спокойным для бывшего советского предприятия. Дальше в Киеве произошел переворот, и Украина начала резню гражданского населения на Донбассе. В течение примерно года-двух были разорваны связи с Россией, самостоятельная попытка продать «новую» ракету «Циклон-4» в Бразилию для построения местной космической программы закончилась провалом. К началу 2020-х годов Южмаш «впал в кому».
Как раз в последний период жизни Южмаша с начала 2010-х годов в западных СМИ (а затем и в российских) стала звучать тема появления ракетных технологий из Днепропетровска в КНДР. Часть источников говорила о продаже непосредственно двигателей РД-250 в количестве от 20 до 40 штук. Часть о передаче технологий вместе с образцами двигателей.
Представители завода и киевского режима отмахивались как могли, но именно в это время (2016-2017 годы) «внезапно» Северная Корея представила полностью новые баллистические ракеты, значительно отличавшиеся от того, чем страна располагала ранее. Сказать, что на Западе испытали шок, мало. Там у специалистов была настоящая истерика. Но что удивительно, был чётко обозначен именно днепропетровский след и фигурировали сообщения только о продукции Южмаша и КБ «Южное».
Даже главный рупор западного вранья, вечно неконкретная в стиле «highly likely» британская BBC тут вполне отчетливо назвала источники появления технологии. А американская New York Times и вовсе рассказала, что из Днепропетровска «лилось» в Китай (да, еще и туда) и КНДР много лет. Причем не просто торговали документацией и какими-то остатками советского наследия, но еще и сотрудники предприятия и КБ ездили помогать за деньги восточным заказикам. Что в итоге получилось когда к этом добавилась корейская дисциплина и системный подход по освоению новых для страны технологий?
Получилось современное ракетное оружие нескольких моделей. Причем не только шахтного базирования, но и мобильное – на многоосных колесных транспортерах, схожих с продукцией белорусского МЗКТ. Яркие фотографии и ролики Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК, аналог нашего ТАСС) постоянно публикует, многие уже неоднократно видели эти кадры. По факту КНДР обладает своими собственными РВСН, которые новыми МБР достают до любой столицы мира, и самое главное – до Вашингтона и Лондона. США и их союзников это неплохо остужает и тормозит от бандитских наездов на Пхеньян в стиле «Югославия-1999». Устроить быструю войнушку и сжечь неугодную небольшую страну становится практически невозможно, когда в ответ может прилететь несколько мегатонн в виде боеголовок современных ракет. Закрывшись ядерным зонтиком, КНДР может спокойно строить свое независимое государство и игнорировать крики из Белого Дома, Пентагона или лондонского Сити.
Ну и напоследок еще немного технической информации. «Двигатель РД-250», о котором идет речь в западных источниках, представляет на самом деле семейство советских ЖРД, которые с конца 1960-х годов использовались на баллистических ракетах Р-36 для РВСН, а также на ракетах-носителях «Циклон-3». Западные СМИ называли РД-250 двигателем, установленным на ракету КНДР «Хвасон-12», впервые представленную в 2017 году.
Семейство разработанных корейскими инженерами МБР включает несколько ракет с возраставшими параметрами («Хвасон-14», «Хвасон-15», «Хвасон-17»). Если «Хвасон-12» весил около 28 тонн и обладал дальностью не более 6000 км, то названная в начале материала самая новая твердотопливная МБР «Хвасон-19» имеет массу около 70 тонн и доставляет ядерную боеголовку большой мощности на расстояние до 15000 км. Эта баллистическая ракета запускается с транспортно-пускового контейнера и размещается на 11-осном колесном тягаче. Еще раз подчеркнем, что это мобильный ракетный комплекс, и соответственно находящийся на уровне трех ведущих стран мира по данной теме.
В 2022-2023 годах звучала информация о создании в КНДР собственной разделяющейся ядерной боевой части для МБР, что позволяет вместо моноблочной боеголовки установить на «Хвасоны» несколько ЯБЧ. Также неоднократно демонстрировалась в минувшие пару лет разработанная северокорейскими специалистами гиперзвуковая маневрирующая боевая часть для оснащения баллистических ракет.
Фото: ЦТАК и открытые интернет-источники