Как в России создали БТР-90, приняли на вооружение и отказались от него
Ряд российских СМИ и телеграм-каналов распространили 28 октября 2024 года информацию о «замеченном в зоне специальной военной операции БТР-90». Это уже не первое упоминание об этой колесной российской бронемашине: среди фото 2022-2023 годов с фронтов СВО встречаются единичные снимки БТР-90. В конце 2023 года машина встречалась в одной из наших частей, воевавших в районе Авдеевки. В связи с этим у тех, кто далек от российской «оборонки», может сложиться впечатление чуть ли не о «возвращении несправедливо забытого проекта». Но всё намного прозаичнее: это представитель (или представители) опытной партии БТР-90, выпущенной в 2000-х годах. Количество выпущенных машин тогда называлось — 12 единиц, и формально даже прозвучали слова о том, что бронетранспортер «принят на вооружение», но дальше ничего не произошло. В 2011 году было распространено сообщение, что Российская армия отказалась от закупки БТР-90. Что это за машина?
БТР-90 «Росток» (он же ГАЗ-5923) был создан в 1990-х годах как потенциальная замена БТР-80 и более ранним аналогичным машинам. В 2004 году бронетранспортер прошел государственные испытания. В 2008 году его официально приняли на вооружение. Тогда же были сделаны следующие фото российским фотографом Виталием Кузьминым на выставке МСВС-2008:
БТР-90 весил 22 тонны, имел противоминную конструкцию днища, был предназачен для перевозки 7 десантников, экипаж состоял из 3 человек. Машина получила 510-сильный дизельный двигатель 2В-06-2С, выпущенный на Ярославском моторном заводе. «Девяностый» оснастили автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской всех колёс с постоянным приводом всех колёс. Машина получилась маневренная, но двигатель у нее был немассовый.
Семейство 6-цилиндровых двигателей 2В-06 разрабатывалось в 1970-1980-х годах. Двигатель 2В-06-2 изначально имел мощность 460 л.с. и предназначался в качестве основного (единого) двигателя для бронированных машин легкой категории по массе (БМП, БМД и др.). Двигатель 2В-06-2 нашел ограниченное применение в боевой машине десанта БМД-3, которая была принята на вооружение в 1990 году и выпускалась малой серией. Форсированная модель 6-цилиндрового образца семейства 2В — двигатель 2В-06-2С мощностью 510 л.с. установили в БТР-90 «Росток». Возможно, что еще и использование нераспространенного, мелкосерийного двигателя явно добавило проблем с запуском в производство нового БТР в начале 2000-х годов.
Впрочем, не одним двигателем отличался БТР-90 от своих собратьев. Как уже говорилось выше, выросла масса за счет усиления брони и установки нового комплекса вооружения. В базовом варианте машину оснастили 30-мм автоматической пушкой 2А42, 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17, 7,62-мм пулеметом ПКТ и 4 пусковыми установками противотанковых ракет (ПТУР) 9К111-1М «Конкурс-М» — всё это в одной башне. Из интересного также стоит отметить использование бортовой информационной управляющей системы.
Вдобавок начали предлагать версии с усиленным вооружением, например, БТР-90М с боевым модулем «Бахча-У» со 100-мм пушкой-пусковой установкой 2А70, 30-мм автоматической пушкой 2А72, 7,62-мм пулемётом ПКТМ, противотанковым комплексом 9К116-3 «Басня». Также проектировались 2 машины на базе БТР-90 — медицинская, для эвакуации раненых с поля боя (ОКР «Сухожилие»), и 120-мм самоходное орудие с размещением боевого модуля 2С31 «Вена» на шасси бронетранспортера. Оба проекта не вышли из стадии разработок из-за большого количества технических проблем.
Боевое применение опытной серии БТР-90 в реальной войне в 2000-х годах отработать не удалось. Нет данных о том, что эта машина участвовала в каких-либо серьезных боях. Одной из главных претензий к новому БТР было то, что он повторял конструкцию своих предшественников, хоть и был лучше их по многим параметрам. Впрочем, скорее всего в этот момент в российском военном ведомстве просто не было вообще какого-либо чёткого понимания, как должна выглядеть такая машина в ближайшие 20-30 лет. Неслучайно после этих метаний к началу 2010-х годов Минобороны России решило пойти по пути дальнейшего производства БТР-80, заказав и получив его серийный модернизированный вариант БТР-82А.
Появление БТР следующего поколения движется медленно. Даже в 2024 году под вопросом находится запуск в большую серию машин нового поколения — БТР-22 (серьезно перекомпонованный БТР-82А) и К-17 «Бумеранг» (полностью новая платформа, масса 28 тонн).
Теперь о «появлении» БТР-90 в зоне СВО. Всё вполне логично: многие опытные и мелкосерийные машины вместо того, чтобы они простояли н-надцать лет до разделки на металлолом где-нибудь в углу оборонного завода, отправили в войска. Там они завершат свой век, и если получится, внесут свой вклад в победу. Горевать по поводу, что БТР-90 «после этого больше не останется» тоже не стоит: одну машину отправили на вечную стоянку в музей парка «Патриот».