Современные технологии из Новосибирска будут использоваться в ремонте иностранных самолетов

Специалисты Института теоретической и прикладной механики имени С.А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук (ИТПМ СО РАН) и Бердского электромеханического завода (БЭМЗ) будут использовать отечественные технологические разработки для поддержания летной годности ранее приобретенных зарубежных самолетов авиакомпании S7 («Сибирь»). В октябре 2024 года в Новосибирске стороны обсудили использование плазменных и лазерных технологий, разработанных в ИТПМ СО РАН, для ремонта и обслуживания деталей и узлов самолетов на БЭМЗ. О чём идёт речь?

Как сообщает официальный сайт новосибирской научной организации, Институт теоретической и прикладной механики является разработчиком и изготовителем современной промышленной установки плазменного напыления «Термоплазма 50» (НА ФОТО), реализованной на базе оригинальных электродуговых плазмотронов серии ПНК. Атмосферное плазменное напыление применяется для нанесения защитных покрытий различного назначения: износо- и корозионностойких, теплозащитных, электроизоляционных и других. Технология плазменного напыления широко используется в изготовлении и ремонте авиационных газотурбинных двигателей для нанесения жаростойких, износостойких покрытий уплотнительных. Самой сложной и ответственной технологией является нанесение многослойных теплозащитных покрытий (металлический жаростойкий слой + керамический термобарьерный слой) на лопатки турбины и камеры сгорания авиадвигателя, обеспечивающих высокий ресурс их работы в условиях высоких температур.

В ИТПМ СО РАН создан метод высокопрочной лазерной сварки авиационных материалов – титановых сплавов, алюминиевых и алюминиево-литиевых сплавов, в том числе и разнородных. Новосибирские ученые разработали методику восстановления пера лопатки газотурбинного авиационного двигателя на основе титановых и никелевых сплавов. Технология лазерной наплавки металлических и металлокерамических покрытий на перо лопатки позволяет сохранить аэродинамический профиль ремонтируемой детали. Ещё одно успешно испытанное актуальное направление – это лазерно-плазменная чистка лопаток двигателей от окислов после литья.  Эту достаточно нетривиальную задачу позволяет выполнить импульсно-периодический СO2-лазер, не повреждая металл и не изменяя вес лопатки, — сообщили представители научной организации.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: